Готовые сайты, сделанные в рамках проекта

proverilnasebe.com
newfam.ru
mark.kashkanov.com
za-prazdnik.ru
lkbu.ru
mshkola-2011.ru
medcadik.ru
polianinyury.ru
и многие другие...

Видеофильтры

 

            Коль скоро мы поговорили об аудиоэффектах, позволяющих провести тонкую настройку параметров звуковых файлов или придать им тот или иной эффект, то уместно будет поговорить о подобных возможностях и для видеофгарментов.

            Для открытия окна выбора эффектов войдем в пункт Window главного меню и выберем Show Video Effects.

            Перечень видеоэффектов более обширный, чем аудио, и позволяет творить с изображениями настоящие чудеса. Помимо стандартных, уже имеющихся в программе фильтров, имеется множество дополнительных, которые можно добавлять в программу путем их установки с компакт-дисков. Многие эффекты такого рода бесплатны и доступны для скачивания из Интернет, другие же нужно приобретать, однако именно они дают наиболее интересные и зрелищные результаты.

            Для начала рассмотрим некоторые наиболее удачные и полезные эффекты из стандартного набора.

 

            Brightness & Contrast

            Бывает так, что при съемке оператор неправильно устанавливает значение экспозиции и съемка получается или слишком светлой, или напротив – очень темной.

На рисунке 71 в окне Monitor показано изображение до применения эффекта и панель настройки его параметров:

 

Adobe Premiere. Видеофильтры

До применения Brightness & Contrast.

 

            Изменяя параметры Brightness и Contrast можно достигнуть практически идеального результата:

 

Adobe Premiere. Видеофильтры

Результат применения Brightness & Contrast

 

            Поскольку в процессе просчета фильма данная настройка будет применяться к каждому кадру видеоряда, а их 25 в секунду, это заметно замедляет процесс изготовления фильма, зато позволяет использовать те съемки, которые без эффекта применить было бы совершенно невозможно.

 

            Channel Mixer

В большинстве недорогих видеокамер отсутствует ручная установка баланса белого. Это означает, что при определенных условиях освещенности цвета могут передаваться неправильно. Очень показательный пример – домашняя съемка. Как правило в кадре преобладают желто-красные оттенки, а все потому, что комната освещена желтым светом ламп накаливания. Конечно, многие камеры выставляют баланс автоматически, но автоматика тоже может ошибаться.

            Для исправления этой проблемы применяется Channel Mixer. Он позволяет устанавливать соотношение основных цветов. На рис. 73 изображение до и после настройки параметров эффекта.

Adobe Premiere. Видеофильтры

Эффект Channel Mixer

 

            Extract

            Исключение цвета из изображения и превращение его в подобие старой черно-белой фотографии (хотя, возможно, это не самое удачное словесное описания действия этого эффекта).

 

Adobe Premiere. Видеофильтры

Эффект Extract

 

Эффект имеет тонкие настройки. Получить доступ к ним можно, выбрав ссылку Setup в окне управления эффектом. Попробуйте перемещать черные треугольники под гистограммой и белый под линейкой Softness. Комбинируя параметры добейтесь оптимального результата.

Adobe Premiere. Видеофильтры

Тонкие настройки Extract

 

            Проверьте на практике действия эффектов Levels и Posterize.

 

            Camera Blur

            Иногда в качестве художественного приема используется размытие. Попробуйте самостоятельно эффект Camera Blur. На такой размытой подложке можно располагать титры, другие кадры и т.д. Небезынтересным является эффект Channel Blur, который позволяет размывать не все изображение, а только красный, синий или зеленый цвета.

            Эффект Direction Blur позволяет задать угол смещения частиц изображения при размытии.

            Gaussian Blur – размытие по Гауссу – самое точное размытие. Долго обрабатывается, зато дает самый качественный результат.

            Radial Blur – очень красивый художественный эффект. Особенно хорошо его действие проявляется тогда, когда главный объект расположен точно в центре кадра:

 

Adobe Premiere. Видеофильтры

Radial Blur

 

            Blend

            Более чем интересный эффект. Дает широкие возможности по наложению изображений с разных видеодорожек. Для примера расположим в одном временном интервале на дорожке Video1A и Video2 какие-либо изображения. На изображение с дорожки Video2 добавим эффект Blend. В окне управления эффектом укажем с какой дорожкой взаимодействовать (в нашем случае с Video1A), далее выбирая параметры проверьте действие эффекта самлстоятельно.

 

            Invert

            Возможность не только превратить изображение в негатив, но и задать такие варианты, которые могут украсить любой фильм.

             

Adobe Premiere. Видеофильтры

Первоначально листья были зеленые, а небо голубое.

            Bend

            Если применить к изображению этот эффект, при воспроизведении появятся движущиеся волнообразно искажения. Данный эффект имеет множество настроек, таких как длина волны, амплитуда и т.д. Можно задать только вертикальные или только горизонтальные волны или оба варианта сразу. Картинку не показываю, это надо смотреть живьем.

 

            Mirror

            Само название эффекта говорит за себя – зеркало. Если при установке параметров сделать все правильно, то могут получиться интересные результаты:

Adobe Premiere. Видеофильтры

Половодье

 

           

Adobe Premiere. Видеофильтры

 

 Параметры Mirror

 

            Точка, где «стоит» зеркало с координатами 350,320, угол поворота 90 градусов. В этом случае верхняя часть кадра от нулевой координаты до указанной отражается вниз, заменяя собой исходную нижнюю часть. Если поставить угол 180 град., то отражение будет идти относительно вертикальной оси. В общем – пробуйте.

 

            Transform

            Этот эффект имеет множество настроек. В статичном виде, то есть примененный ко всему фрагменту, он не имеет особой ценности, но если вспомнить о том, что параметры можно менять в течение воспроизведения фрагмента (вспомните активные точки из темы аудиоэффекты), то возможности применения Transform значительно расширяются.

 

            Twirl

            В переводе – кручение, вихрь. И вправду – настоящий вихрь:

 

Adobe Premiere. Видеофильтры

Эффект Twirl

 

            В настройках имеется возможность указать центр завихрения, его размер и угол. Наиболее зрелищные результаты этот эффект дает в динамическом варианте (с активными точками).

 

            Wave

            Остановившаяся волна. В отличие от эффекта Bend или Ripple, где идет постоянное волнообразное изменение изображения, данный эффект статичен. Изображение сквозь него видно как будто бы через неровное зеркало.

 

            ZigZag

            В воду бросили камень – пошли круги. Так можно охарактеризовать действие данного эффекта. К огромному сожалению эффект также статичен – волны не расходятся, а просто стоят на месте:

 

Adobe Premiere. Видеофильтры

 Эффект ZigZag

 

            В папке Image Control присутствуют эффекты, управляющие цветовыми параметрами изображения.

            Black & White представлять не нужно. Этот эффект преобразует изображение в черно-белое. Уместен, когда идет монтаж фильма в стиле ретро.

            Color Pass – позволяет выбрать какой-либо цвет изображения и воспроизводить только его, остальная картинка будет черно-белая:

 

Adobe Premiere. Видеофильтры

Эффект Color Pass

 

            Color Replace – замена одного цвета изображения другим.

 

            Basic 3D - множество настроек для придания изображению того или иного угла поворота относительно разных осей координат. В динамическом режиме дает интересные эффекты объемного движения картинки.

           

            Bevel Edges – заключает изображение в объемную рамку. Параметры рамки можно менять.

            Drop Shadow – добавление тени. Применение эффекта имеет смысл, если картинка занимает не весь экран. Допускает регулировку параметров тени.

 

            Crystallize – превращение любого изображение в мозаичное панно:

 

Adobe Premiere. Видеофильтры

Эффект Crystalize

 

            Lens Flare

            Об этом эффекте хотелось бы рассказать поподробнее. Его применение дает имитировать в кадре источник света, яркость которого можно настроить. Самое интересное, что при этом в кадре имитируются блики от оптики:

 

Adobe Premiere. Видеофильтры

Эффект Lens Flare

 

            Эффект имеет смысл только в динамическим варианте. Тогда можно изменять во времени яркость, например, от минимума, до ослепительной вспышки, занимающей весь экран. Кроме того, источник света может перемещаться.

 

            Lightning

            А это те самые молнии, которые столь часто мы видим в рекламных роликах:

 

Adobe Premiere. Видеофильтры

Как сделать молнию

 

            Этот эффект имеет огромное множество настроек и Вам очень желательно самим попробовать как они работают и на что влияют. Самое поразительное, что молния получается живая. Она не висит на одном месте, а извивается, постоянно меняет свою форму. Наиболее удачно смотрится этот эффект на неподвижном несветлом изображении, но при должной усидчивости можно (используя активные точки) заставить молнию следовать за движущимися объектами.

 

            Emboss

            Создание рельефного серого рисунка из любого видеоряда. Наиболее показательный результат получается при наличии какого-то объекта на сплошном фоне. Этакая живая чеканка J.

 

            Find Edges – стилизация изображения под мультипликацию.

 

            Replicate – экран делится на указанное количество частей. В каждой части демонстрируется уменьшенная копия исходного изображения.

 

            Texturize – наложение текстуры на изображение. В качестве текстуры может быть использовано любое другое изображение, находящееся в другой видеодорожке.

 

            Tiles – разбивает изображение на плитки.

 

            Довольно интересен эффект Echo.

            Если на неподвижном фоне заснять какое-то движение, то за движущимся объектом остается полупрозрачная копия, отстающая во времени от оригинала на указанное количество секунд. Количество копий может быть установлено от 1 до 10, время задержки – от -5 (копия опережает во времени оригинал) до 5 (копия отстает) секунд. В этом эффекте обратить внимание на параметр Echo Operator. Позволяет выбрать тип прозрачности для картинки – эха. Не выбирайте оператор Add. Это приводит к сложению яркости каждой точки изображения – картинка становится неестественно яркой.

            Остается повторить, что применение данного эффекта дает наиболее интересные результаты, если фон неподвижен.

 

            Clip – кадрирование изображения, по краям остаются пустые поля, цвет которых можно выбрать.

 

            Crop – аналогично Clip, но полей не остается: изображение растягивается, стараясь заполнить всю площадь экрана. Очень полезна когда в нижней части экрана имеются выпадающие строки. Так часто бывает при оцифровке аналоговых видеопотоков.

           

            Horizontal Flip и Vertical Flip – соответственно горизонтальное и вертикальное отражение картинки.

            Horizontal Hold и Vertical Hold – оригинальные эффекты, имитирующие ситуацию, когда телевизор теряет настройку частоты строк и частоты кадров. Кадры меняются внизу вверх через разделительные черные линии, изображение наклоняется влево. Вы должны это увидеть J.

 

В заключении хотелось бы добавить, что мы рассмотрели только некоторые эффекты, входящие в базовый комплект Adobe Premier 6.5. Дополнительные эффекты можно приобретать на сайтах производителей и добавлять в программу. Тогда Ваши возможности по обработке видео значительно расширяются.

           

           

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Остальные эффекты Вы можете посмотреть самостоятельно

 

           

Работа со звуком

             Для начала договоримся, что будем использовать в своих проектах звуковые файлы только типов трех WAV и MP3, WMA. С точки зрения качества – WAV вне конкуренции. Файлы такого типа получаются при конвертации CD-audio треков или при записи звука через микрофон. Этот несжатый звуковой формат занимает на диске достаточно много места. Например, трехминутная стереозапись с частотой дискретизации 44100 герц занимает на диске около 30Mb.

            Все остальные форматы, которые сейчас применяются для более компактного хранения звуковых файлов предполагают применение определенного алгоритма сжатия исходного WAV, например, в MP3. При сжатии в этот формат из исходного звукового файла удаляется информация, которая в силу природы человеческого слуха играет незначительную роль в формировании звукового потока. При этом слышится вроде бы та же музыка, но файл занимает на диске гораздо меньше места. При сжатии в MP3 также можно задать плотность потока данных, так называемый битрейт. Наиболее часто встречаются MP3 файлы с битрейтом 128kb\s, то есть 128 килобит в секунду. При таком сжатии аудиоданных 1 минута звука соответствует 960 килобайтам на диске, следовательно, та же композиция, которая в формате WAV занимала на диске 30Mb, сжатая в формат MP3, будет занимать всего 2,9 Mb. Качество при этом чуть хуже, чем у исходника, но эту разницу можно услышать только при наличии хорошего слуха и при отсутствии посторонних шумов. Для большинства неискушенных в музыки людей качество практически неотличимо.

            Правда, если задать битрейт 160, 192, 256 kb\s, то качество становится еще более близким к качеству оригинала, но при этом и объем файла увеличивается.

            К чему все это? Если мы делаем простой тренировочный клип, или фильм для домашнего архива, вполне можно использовать музыку в формате MP3 (при этом Adobe Premier при монтаже будет слегка «подтормаживать», относительно случая, если бы использовался WAV). Если же у нас заказ на дорогой коммерческий фильм, то, возможно, потребуется приобрести CD-audio диски (обычные, которые воспроизводятся всеми музыкальными центрами) и взять звуковые дорожки с них. (Здесь и далее закон об авторском и смежных правах во внимание не принимается. Нам интересна только технология производства).

            Теперь рассмотрим возможности настройки звука,  которые мы получаем сразу, как только поместим звуковой фрагмент на Timeline:

 

 

Кнопка для дополнительных настроек параметров звука. 

            Обратите внимание на треугольничек, находящийся в левой части дорожки Audio1, левее одноименной надписи. В обычном состоянии он повернут вправо, аудиодорожка узенькая и малоинформативная. Но если по нему щелкнуть, он поворачивается вниз, открывая не только графическое представление аудиопотока, но и некоторые возможности по изменению параметров звука.

            Взгляните на красную линию, которая идет по центру графика. Это уровень громкости. В самом начале линии находится красный квадратик, переместив который выше или ниже можно увеличить или уменьшить громкость звука от этой точки и до следующей (-щих). В нашем случае следующей точкой будет самый конец звукового файла. Но это не означает, что мы будем иметь возможность регулировать громкость только в начале и конце звукового фрагмента. Активные точки могут легко быть установлены в любом месте. Вот маленький пример:

 

Adobe Premiere/ Работа со звуком 

Постепенное нарастание громкости. 

            Чтобы добавить точку просто укажите на красную линию в нужном месте и щелкните левой клавишей. Точка появляется. После этого можно управлять громкостью в каждой конкретной точке. На рисунке  выше показано, как в первый момент звук не слышен, а к концу второй секунды его громкость постепенно становится нормальной.

            Сразу нужно научиться удалять ненужные или случайно установленные точки: для этого возьмем точку и выведем ее вниз за пределы зеленого поля аудиодорожки, отпустим мышь: точка удалена.

            Вот вариант, когда нужно на время приглушить музыку, чтобы она не заглушала голос диктора:

 

Adobe Premiere. Работа со звуком 

Согласовние громкости фрагментов. 

            Громкость верхней дорожки понижена, повышается громкость второй, причем музыка продолжает играть, но уже как бы на заднем плане. Когда голос диктора заканчивается, громкость музыки восстанавливается до исходного значения.

            Остается только добавит, что точки можно перемещать не только по вертикали, но и по горизонтали, меняя время их активизации.

 

            Теперь поговорим о каналах: левом и правом. Иногда требуется, чтобы какой-то из звуков временно переместился влево или вправо. Например, слева направо в кадре проехала машина. Можно сделать так, чтобы вначале звук был в левой колонке, а в конце - в правой. Обратите внимание на две маленьких кнопки под надписью Audio1:

 

Adobe Premiere. Работа со звуком 

Громкость/баланс. 

            Нажатая красная – регулировка уровня громкости, нажмите синюю – получите возможность панорамной регулировки.

 

 Adobe Premiere. Работа со звуком

Баланс изменен. 

            Если выполнена такая регулировка, как на рисунке 66, то звук сначала появится в левом канале, а потом плавно перейдет в правый. Для более резкого перехода придется использовать дополнительные точки. При этом регулировка расположения источника звука, разумеется, не отменяет настроек громкости.

 

            Теперь давайте посмотрим, как сделать плавную стыковку звуковых фрагментов. Если склеить их встык, то произойдет слишком явное изменение звука при демонстрации. Лучший результат получается, если установить звуковые файлы на разные дорожки с небольшим перехлестом. Затем настроить затухание звука в предыдущем и возрастание в последующем звуковом фрагменте:

 

Adobe Premiere. Работа со звуком

Плавная стыковка звуковых фрагментов. 

            Конечно, это можно сделать и вручную, но предусмотрен автоматический вариант такого согласования: звуковые фрагменты размещаются так, как показано на рисунке 67, затем нужно выбрать инструмент Cross Fade Tool:

 

Adobe Premiere. Работа со звуком

Инструмент Cross fade tool. 

затем нужно щелкнуть левой клавишей мыши сначала по одному, а потом по второму звуковому фрагменту. Согласование произойдет автоматически.

           

            Это были самые простые настройки, которые достаточно часто используются для устранения мелких проблем. Более серьезные выполняются уже через меню.

           

            Укажем на звуковой фрагмент, размещенный на Timeline, щелкнем правой клавишей мыши, в контекстном меню выберем Audio Options.

            Разберем каждый пункт подменю.

            Audio Gain (усиление звука). При выборе этого пункта появляется окно, где в поле Gain Value можно установить процент от исходной громкости звука. Эта настройка действует на весь звуковой фрагмент. Кнопка Smart Gain приводит к выравниванию громкости с учетом оптимальной громкости (которую программа знает). Если для всех фрагментов выполнена эта функция, уровень громкости для них подбирается так, чтобы не было явных провалов или «выпирания» громкости в каком-либо фрагменте. Есть смысл использовать эту возможность, если в Вашем фильме много различных звуковых фрагментов.

            Duplicate Left, Duplicate Right. Настройки позволяющие решить проблему с провалом громкости в одном канале. Иногда возникают ситуации (особенно часто при работе с микрофоном), что звук записан только в одном канале. Для дублирования звука из одного канала в другой и выбираются данные пункты: для дублирования левого канала в правый Duplicate Left, и, соответственно, из правого в левый - Duplicate Right

            Mute Left, Mute Right – соответственно для глушения левого и правого канала. Применяется если в каком-то из каналов имеются помехи.

            Swap Channels – поменять каналы местами. Иногда требуется, если при вводе звука в компьютер перепутали разъемы левого канала и правого.

             Еще более интересные и полезные эффекты можно получить при помощи аудиофильтров. 

 

Аудиоэффекты

 

            Применяются если нужно исправить какой-либо дефект звукового файла, или придать особый художественный эффект. Для того чтобы панель эффектов показалась на экране, войдем в пункт Window главного меню и выберем Show Audio Effects.

            Все эффекты в этом окне разделены по типам.    Разберем некоторые из них на примерах.

            Папка EQ, эффект Bass & Treble.

            Данный эффект позволяет изменять тембровую характеристику звука. Подобно тому, как на музыкальном центре мы можем «добавить басов», или уменьшить «верхи». Укажите на эффект маркером мыши, нажмите и удерживайте левую клавишу мыши и перенесите эффект прямо на звуковой файл, находящийся на Timeline. Сразу после этого на экране появляется окно управление эффектом. Попробуйте изменить положение движков Bass (низкие звуковые частоты) и Treble (высокие частоты). Потом нажмите кнопку Play в окне Monitor. Остановите воспроизведение и, изменяя эти параметры, добейтесь наилучшего (на слух) звучания.

            Важное замечание, касающееся этого и всех последующих фильтров! Программа может применить эти настройки ко всему звуковому фрагменту. С другой стороны можно изменить параметры только для какой-то отдельной части фрагмента.


            Если здесь установить галочку, то программа будет делать настройку только для той точки, на которой в этот момент стоит временнОй маркер. Допустим, нам нужно сделать так, чтобы в какой-то момент воспроизведения фрагмента сильно повысился уровень низких частот (Bass).

            Проделаем процедуру вместе.

·        установим временной маркер на Timeline так, чтобы он указывал на самый первый кадр звукового фрагмента (для звуковых фрагментов слово «кадр» не совсем подходящее, но этот термин в программе означает минимальную единицу измерения длительности фрагментов вообще и звуковых в частности),

·        кнопками Frame Forward и Frame Back в окне Monitor (они находятся левее кнопки Stop) установить маркер более точно. Проверить точность можно по счетчику, находящемуся в самом верху окна управления эффектами.

·        установите вышеуказанную галочку,

·        установите значения параметров Bass и Treble равными 0,0 для начала фрагмента,

·        переместите временной маркер на Timeline в то место, с которого должно начаться повышение уровня басов,

·        сместите движок Bass или Treble от нулевого положения, и тут же верните его на место. Таким образом мы указали программе, что в данной активной точке уровень данных параметров так же равен нулю.

·        переместите временной маркер на Timeline в то место, где уровень басов должен быть максимальным,

·        увеличьте параметр Bass в окне управления эффектом до максимума

·        переместите временной маркер на Timeline в то место, где уровень басов снова должен быть обычным,

·        установите значение параметра Bass в положение «0»,

·        переместите временной маркер в самый последний кадр звукового фрагмента, сдвиньте параметр Bass или Treble с нулевой отметки, а потом верните назад, чтобы обозначить активную точку.

 

            Теперь можете прослушать, что получилось. Вообще, несмотря на сложность описания, данная настройка достаточно проста в освоении и позволяет творить чудеса. Она может использоваться не только в настройке аудиоэффектов, но и с видеоэффектами. Процедура будет такой же.

             Сейчас – самостоятельная работа. Попробуйте действие фильтров. Начните с  Equalize, Echo, Reverb, Compressor/Expander и т.д. Только не забывайте удалять уже ненужный эффект, чтобы они не мешали друг другу. 

            Прежде чем перейти к следующей очень интересной теме нам осталось поговорить о случае, когда в проекте используются звуковые файлы с разной частотой дискретизации. Не хотелось бы сейчас вдаваться в суть этого понятия, скажу только следующее:

  • 48000 Гц – частота дискретизации звука, получаемого с цифровой камеры,

  • 44100 Гц - частота дискретизации звука, получаемого при конвертации CD-audio дорожки в WAV-файл

            Это варианты, дающее наиболее качественный звук.

            На практике могут встретиться готовые звуковые файлы, оцифрованные с частотой 32000 Гц, 22050 Гц, 11025 Гц, 8000 Гц, 5000 Гц. Здесь зависимость такая: чем ниже частота дискретизации, тем ниже качество звука и наоборот.

            Например, звук, оцифрованный с частотой 22050 Гц по качеству сопоставим со звуком с кассетного магнитофона, 11025 Гц – с радиотрансляционной сетью.

            Поэтому мы будем стараться использовать в наших проектах звук с частотами 48000 Гц и 44100 Гц.

            Однако даже если мы будем использовать в проекте только эти качественные варианты, все равно возникает некоторая проблема. Забегая немного вперед, скажу, что при настройке вывода готового фильма с Timeline в видеофайл на диске мы будем обязаны определить частоту дискретизации звука, которую нужно получить в этом файле. Если у нас в проекте используется звук с частотой только 44100 Гц, мы установим для вывода эту частоту и не будем иметь проблем. Однако если в проекте использовался и звук с видеокамеры (48000Гц) и дорожки с аудио компакт диска (44100Гц) мы оказываемся в затруднительном положении. Какую частоту выбрать? Если мы выберем 48000 Гц – звук с видеокамеры будет воспроизведен отлично, а с аудиодиска будет немного «зудеть». Если выбрать 44100 Гц – все будет наоборот. Иначе говоря, все аудиофрагменты проекта, имеющие частоту дискретизации, отличную от выходной – будут звучать плохо.

            Для решения этой проблемы нужно сделать следующее: войдем в пункт Project главного меню и выберем подпункт Project Settings, в выпадающем меню выберем Audio.

 

Adobe Premiere. Работа со звуком

Конвертация частоты. 

            Вообще, это окно мы увидим снова, когда будем готовить к выводу в финальный видеофайл. Тогда я еще раз намекну Вам про эти настройки, а сейчас: в окошке Rate выберем 48000 Hz., в окошке Enhance Rate Conversion выберем Best. Это приведет к тому, что при просчете нашего фильма частота всех звуков, используемых в проекте будет приведена к 48000 Гц. Правда, пересчет частоты занимает процессорное время, но не настолько длительное, чтобы существенно замедлить просчет фильма. Нажмем Ok.

Adobe Premiere. Настройка прозрачности

 

В этой настройке кроется немало интереснейших возможностей. Когда мы освоим работу с прозрачностью, сможем не только делать титры на прозрачной основе, это – самое простое, что можно придумать! Мы научимся комбинировать изображения в кадре, играя процентом прозрачности, сможем изготавливать маски с последующим наложением на движущееся изображение. Наконец, мы попробуем сделать очень эффектную комбинированную съемку и смонтировать видеоклип «близнецы», где будет сниматься один человек, но в кадре их будет двое, причем каждый будет жить своей самостоятельной жизнью, а возможно и общаться со своей копией!

            Вы заинтригованы? Тогда начнем, и как всегда, начнем с самого простого.

            Прежде всего, еще раз посмотрим на Timeline, а именно – на дорожку Video2.  

            Для клипов, которые мы будем располагать на дорожке Video2 (а в дальнейшем и Video3, 4, 5 и т.д.), помимо других параметров, можно настраивать и прозрачность.

            Для начала разместим на дорожку Video2 один из титров, которые мы готовили во встроенном редакторе. Вообще, для таких титров прозрачность устанавливается автоматически. Однако, как это ни странно, программа иногда «забывает» сделать это, и титры из встроенного редактора могут быть непрозрачными. Давайте посмотрим, как это поправить.

 

            Укажем маркером мыши на титр, расположенный на Timeline, щелкнем правой клавишей мыши, в контекстном меню укажем на пункт Video Options, выберем Transparency

            Появляется окно настройки прозрачности.

 

настройка прозрачности

 

            В правом верхнем углу окно предпросмотра, под ним три маленьких значка:

 

настройка прозрачности

 

из них нужно выбрать самый правый.

            Если в окне предпросмотра титр уже находится на прозрачной основе, то никаких действий можно не предпринимать. Если, как на рис. 36 основа черная (или другого цвета) выполнить следующее.

            В окошке Key Type можно выбрать вариант прозрачности. Некоторые варианты имеют множество настроек, другие – совсем простые. Сейчас выберем вариант Alpha Channel. Сразу же черный фон титра (если он был) стал прозрачным и теперь сквозь титр можно видеть материал на дорожке Video1. Напоминаю, мы работаем с титром, который создан при помощи встроенного  в Adobe Premier редактора титров.

            Конечно, это самый простой вариант. Более сложной становится настройка прозрачности, если титр, или изображение другого рода, сделан во внешнем графическом редакторе.

            Рассмотрим теперь вариант, когда титр создан в программе Adobe Photoshop. Разместим на дорожке Video2 титр «Я берусь за перо» на зеленом фоне:

 

настройка прозрачности

 

            Откроем окно настройки прозрачности для него, как мы делали это в первом случае. Среди вариантов прозрачности на этот раз мы примем Green Screen (в переводе «Зеленый экран»).  Сразу после этого титр станет прозрачным, однако, если присмотреться внимательно, вокруг букв мы увидим зеленые ореолы – результат использования тени от букв во время создания титра. Особенно хорошо они станут видны, если воспользоваться инструментом «Линза» под окном просмотра. В сочетании с инструментом «Рука» инструмент позволяет просмотреть под увеличением любую точку экрана.

            Обратите внимание на два параметра, которые находятся под окошком Key Type: это Threshold и Cutoff. Изменяя эти параметры, мы можем достичь оптимального варианта прозрачности.

            Завершается настройка прозрачности нажатием клавиши Ok.

 

            Вот еще один интересный и показательный пример. Обычно в конце фильма идут титры. Причем в большинстве случаев не простые, а Roll-титры (о них подробно говорилось в соответствующей главе). Идут они длинной вереницей, появляясь из-за нижнего края экрана и, проплыв перед зрителем, «уходят» за верхний край.

            Однако еще более интересно смотрятся Roll-титры, когда они появляются не с самого низа экрана, а немного выше, при этом как бы выплывая из тумана. Соответственно в верхней части экрана их яркость постепенно падает, и они исчезают, не дойдя до границы:

настройка прозрачности для титров     настройка прозрачности для титров

    

                                                          неправильно                                                   правильно

 

            Что для этого нужно?

            Во-первых должен быть собственно Roll-титр. Во-вторых, в программе Adobe Photoshop изготовим маску – обычный графический (JPG) файл размером 720х576, с черными краями и синей серединой. Обратите внимание на градиентные (постепенные) переходы от одного цвета к другому.

 

настройка прозрачности для титров

 

Здесь важно подчеркнуть, что синий цвет не должен содержать примесей других цветов, иначе эффект будет не полным.

            Третьим шагом добавим полученную маску в проект и расположим ее и титр на Timeline следующим образом (roll-титр на дорожку Video1A или Video1B, маску на дорожку Video2):

 

настройка прозрачности для титров при помощи маски

 

            Затем откроем окно настройки прозрачности для маски, в окошке Key Type выберем Blue Screen (синий экран). Почему именно его? Да потому что этот вариант сделает прозрачными те места маски, которые окрашены синим цветом. Таким образом синяя область нашей маски станет прозрачной. Правда сразу после выбора Blue Screen изображение в окне предпросморта  пропадет – оно станет черным. Но это только лишь потому, что первые кадры Roll-титра пустые. Передвиньте движок под окном предпросмотра правее и увидите, как все получилось правильно.

            Конечно, можно поиграть значениями параметров Threshold и Cutoff. Несмотря на то, что картинка и так нормальная, все же рекомендую отодвинуть движок Threshold от крайнего правого положения. Иначе средняя часть кадра будет немного темнее, чем нужно. Вместе с этим не сближайте движки этих двух параметров: при этом мягкий градиентный переход от черного к прозрачному будет уменьшаться, пока не превратится в резкую границу.

            В качестве тренировки попробуйте вообще поменять движки местами (верхний параметр – в минимум, нижний – в максимум) и посмотрите, что получается.

 

            Еще более интересный эффект получается если выстроить финал проекта вот таким образом: поле с ромашками на Video1B, титры на Video2, маску на Video3.

(для того чтобы появилась дорожка, войдите в пункт Timeline главного меню программы и выберите подпункт Add video track).

 

настройка прозрачности для титров при помощи маски

 

            Тогда при продвижении слева направо на поле с ромашками сначала появляется маска (правда, она появляется внезапно, но чуть позже мы сможем организовать ее постепенное появление):

 

настройка прозрачности для титров при помощи маски

затем снизу вверх начинают двигаться титры:

 

настройка прозрачности для титров при помощи маски

 

через некоторое время изображение с ромашками постепенно угасает, и титры плывут по черному экрану.

           

 

            В принципе, прозрачным можно сделать любой цвет, а не только красный, синий и зеленый. Среди вариантов прозрачности, которые мы выбирали в окне Key type, есть вариант RGB difference:

 

настройка прозрачности для титров при помощи маски

 

            Если выбрать его, в окошке Color появляется изображение маски и предлагается при помощи пипетки выбрать цвет, который нужно сделать прозрачным. Укажем маркером мыши (пипеткой) на синий цвет на изображении маски, щелкнем левой клавишей. Цвет выбран (он появляется в окошке выше окошка с маской). Теперь подвинем правее движок параметра Similarity. При движении увидим, что сначала резко пропал центральный синий цвет, затем начинает постепенно уменьшаться синяя кайма по краям. Все здорово, но вот плавного перехода от черного к прозрачному уже не получится. Если такой потребуется, используйте маску с синей областью и вариант прозрачности Blue Screen (или красная область и параметр Non red, или зеленая область и параметр Green screen).

 

            Проверим, как работает вариант Luminance. Для начала изготовим такую маску:

 

настройка прозрачности для титров при помощи маски

 

            Здесь налицо области с разной степенью яркости: черный по краям, синий (светлее черного) и яркий бирюзовый овал. Добавим маску в проект и расположим на Timeline на дорожку Video2:

 

 

настройка прозрачности для титров при помощи маски

 

затем откроем окно настройки прозрачности и выберем вариант Luminance. Попробуйте поменять параметры настройки прозрачности и увидите интересные эффекты.

 

настройка прозрачности  при помощи маски

 

            Попробуйте эту же маску с вариантом прозрачности Chroma.

 

            Пожалуй, особого внимания заслуживает варианты прозрачности Image Matte и Difference Matte. Их применение позволяет получить выразительные художественные эффекты.  

            Действие варианта Image Matte достаточно просто, он использует любое черно-белое графическое изображение в качестве маски. Например: создадим в графическом редакторе такую маску:

 

настройка прозрачности  при помощи маски

 

           

             Черная область будет непрозрачна, а белая – прозрачная.

            Теперь расположим на Timeline два каких-либо видеофрагмента. Желательно, чтобы по виду они очень отличались, иначе мы не сможем в полной мере увидеть действие эффекта:

 

настройка прозрачности  при помощи маски

 

 

            Итак, на Video2 – ветка рябины с ягодами, на Video1A поле с ромашками. Откроем окно настройки прозрачности для клипа с рябиной, выберем вариант прозрачности Image Matte, нажмем кнопку Choose в окошке Matte и выберем в качестве маски файл с заготовленной маской. Результат, который получается – не очень выразителен в стоп-кадре, но это все еще и двигается!

 

настройка прозрачности  при помощи маски

 

            Теперь о Difference Matte. С его помощью можно смонтировать настоящий коллаж: например, сняться на любом неподвижном фоне, а затем программа полностью вырежет фон и заменит его на другой по Вашему выбору.

            Попробуем рассмотреть эту технологию на примере ролика «Близнецы». В фильме будет сниматься всего один человек, однако затем методом наложения мы сможем получить его на экране в двух экземплярах.

            Для проведения эксперимента потребуется: помещение с хорошим освещением (лучше вести съемку на улице), неподвижный фон, который занимал бы весь кадр, штатив для видеокамеры, пульт управления камерой (если такового не имеется, можно обойтись и без него).

            Устанавливаем камеру на штатив и направляем ее на неподвижный фон. Имейте в виду: от момента начала съемки до самого ее окончания камеру нельзя трогать руками! Кроме того, нельзя пользоваться трансфокатором. Желательно отключить стабилизатор и автоэкспозицию. Смысл столь жестких ограничений будет понятен чуть позже.

            Запускаем камеру на съемку и даем несколько секунд на затухание дрожания от воздействия руки. Даем камере возможность снять фон без людей. Долго снимать не нужно, всего пару секунд. Если есть пульт, останавливаем камеру, если нет, пусть снимает без остановки.

            В кадре появляется человек. Он может говорить, двигаться и т.д., но при этом не должен пересекать центральную вертикальную линию кадра, то есть действует только в своей части кадра, справа или слева, не залезая в другую его половину. После съемки камера останавливается пультом, если он есть. Если нет, съемка продолжается.

            Человек переходит в другую часть кадра и выполняет действия по сценарию. Съемка второй части должна идти примерно столько же времени, что и съемка первой.  При удачно согласованном сценарии персонажи могут даже вести диалог между собой. Для этого диалоги предварительно репетируются и во время съемки выдерживаются паузы, во время которых говорит второй персонаж.

            После съемки второй части камера останавливается.

            Затем вводим в компьютер все три фрагмента (фон без людей, первый персонаж, второй персонаж).

            Располагаем на Timeline фрагмент с фоном без людей. Выбираем временным маркером кадр, ближе к концу фрагмента (к тому времени камера уже стояла неподвижно). Выполняем процедуру экспорта кадра в bmp-файл (FileExport Timeline Frame) сохраняем его в папку graphics. Удаляем фрагмент c фоном с Timeline.

            Располагаем фрагменты с персонажами на дорожке Video1A и Video2. Для фрагмента на дорожке Video2 применяем прозрачность типа Difference Matte, нажимаем кнопку Choose (выбор) в окне Matte, в качестве изображения-маски выбираем сохраненный кадр из видеоряда, сдвигаем вправо движок регулировки параметра Similarity. В окне предпросмотра становится прозрачным не фон, как мы предполагали, а именно движущийся объект, то есть те точки изображения, которые отличаются от   соответствующих точек изображения-маски. Установим галочку в окошке Reverse Key – все станет наоборот: появляется человек, а фон вырезается. Для придания изображению большего качества изменяйте параметр Similarity. Таким образом, человек на дорожке Video2 будет представлен на прозрачном фоне. При совмещении дорожек с Video1A получаем требуемый эффект близнецов.

            Если бы при съемке камера была бы сдвинута, изображение фона, снятого в самом начале перестало бы совпадать с текущим фоном. Если такое произошло, всю съемку можно начинать сначала. Вообще, этот тип прозрачности, пожалуй, самый капризный. Если во время съемки на заднем плане возникают какие-то изменения (тени, плывущие облака на небе и т.д.), программа воспринимает это изменение как руководство к действию и включает их в результирующую картинку. В довершении всего следует сказать, что многие (в основном недорогие) камеры не позволяют устанавливать ручную экспозицию. При изменении в кадре экспозиция корректируется автоматически, что приводит к повышению, или же, наоборот, к снижению яркости фонового цвета. Как только цвет или яркость фона станет отличаться от аналогичных параметров контрольного кадра, будьте уверены, программа, не задумываясь, включит эти изменения в число видимых изображений.

            И последнее: значительное увеличение времени просчета роликов, где используются прозрачность и другие эффекты – за удовольствия надо платить J.

 

Продолжение следует

 

Создание титров

 

            Даже самые простейшие кинозарисовки, которые мы создавали в прошлый раз, неплохо бы снабдить титрами. В стартовых – дать название фильма, а в финальных – перечислить состав творческой группы или, по крайней мере, указать, когда создан фильм. Кстати – делать такой финальный титр с датой очень желательно. Вообще, Adobe Premiere 6-й версии не относится к разряду софт 2011, однако даже в этой, казалось бы, устаревшей версии доступен достаточно мощный редактор титров.

            Для создания титров можно использовать встроенный редактор титров программы Adobe Premier, или приготовить их в любом графическом редакторе, например, в программе Adobe Photoshop.

            Начнем с более простого первого варианта.

Встроенный редактор титров

 

            Во-первых: на Timeline нужно установить маркер текущего времени (синий треугольник на временной шкале) на то место, а если быть более точным, в то время фильма, когда должен будет появиться титр. Допустим, мы хотели бы, чтобы титр появился на второй секунде воспроизведения поверх первого видеофрагмента. Установим маркер текущего времени на отметку 0:00:02:00 (отметка может быть и не подписана, но нетрудно догадаться, где она находится):

            Это действие, конечно не обязательно, однако чуть позже мы поймем его желательность. 

            Теперь войдем в пункт File главного меню, укажем на пункт New и в новом меню выберем Title (титр). Ответом будет появление окна, в котором и будет создаваться новый титр:

 

создание титров Adobe Premiere
 

            Обратите внимание, в окне именно тот кадр нашего видеоряда, который мы указали маркером текущего времени (конечно, и теперь можно было бы выбрать нужный кадр видеоряда, используя синюю ссылку в верхней части окна, но такой выбор лишен наглядности). Теперь очень удобно разместить текст титра – ведь мы видим на каком фоне он появится и можем подобрать не только расположение и цвет, но и добавить тень для лучшего восприятия текста на пестром фоне.

            Однако начнем по порядку.

            Слева в окне имеется панель инструментов, при помощи которой мы сможем не только писать текст титра, но и чертить линии, прямоугольники и другие фигуры. Кроме того, здесь есть возможность писать текст не только горизонтально и вертикально, но и выстраивать его вдоль кривых, которые можно самим же и построить.

            Ниже окна с кадром из видеоряда имеется библиотека стилей. Здесь мы можем сами создать шрифтовые стили, которые будем наиболее часто использовать.

            Справа – окна с параметрами шрифта, тени, трансформации. Они пока не активны, поскольку надпись еще не создана.

            Нельзя не упомянуть о хорошем нововведении, которое появилось в программе начиная с версии 6.5. Это так называемые шаблоны титров (кнопка Templates… в верхней части окна). С их помощью можно в кратчайшие сроки создавать очень красивые титры.

            Для начала, конечно, нужно создать текст. Выберем для этого инструмент, обозначенный буквой «Т». Затем щелкнем левой клавишей мыши по кадру видеоряда и введем с клавиатуры текст титра. Здесь должен предупредить Вас: программа очень капризна по отношению к кириллице: многие шрифты, которые надежно воспроизводятся в программе Adobe Photoshop, в редакторе титров выглядят как абракадабра. Лишь некоторые шрифты можно использовать. Найти их среди установленных  на Вашем компьютере Вы можете экспериментальным путем. Для этого лучше всего сделать так: ввести нужный текст:

 

окно редактора титров

затем выделить его и при помощи кнопки Font (справа вверху окна) выбрать шрифт, нормально отображаемый в русской кодировке.  Далее устанавливаем нужный размер шрифта (Font size), при помощи параметра Aspect регулируем отношение «ширина к высоте» (хотя это не единственный вариант регулировки соотношения, он позволяет делать разные титры сохраняя единую величину соотношения, чего ручным способом добиться очень сложно).

            Группа параметров Distort позволяет устанавливать ширину и высоту отдельных букв надписи, не меняя при этом ее полную ширину.

            Параметр Fill (заливка, заполнение) позволяет окрасить надпись. Причем не только в сплошной цвет, но и использовать градиентную заливку. Попробуйте выбрать разные типы заливки (кнопка Fill Type) и Вы убедитесь, что можно создавать очень красивые цветные надписи.

            Параметры Sheen (блеск) и Texture (текстура) позволяют создавать еще более сложные и красивые заполнения. Попробуйте изменять параметры и увидите результат.

            Strokes – штриховка. Полезная вещь, если у Вас достаточно пестрый фон. Он позволяет оконтурить каждую букву надписи и сделать ее более заметной. К сожалению, ширина штриховки не регулируется.

            Shadow – тень. Кто работал в программе Adobe Photoshop, наверное, встречался с таким эффектом. Если с умом задать параметры (opacity – прозрачность, angle – угол падения света, distance – расстояние от надписи до поверхности кадра и т.д.) можно достичь очень интересных результатов.

            Все это нужно использовать в меру, поскольку излишняя вычурность придает титрам помпезный, или напротив, нелепый вид, и от этого проигрывает весь фильм. Вспомните, насколько незамысловаты и просты титры в профессионально сделанных фильмах.

            Таким образом, после всех вышеуказанных действий, титр может выглядеть, например, так:

 

текст титра

            Обратите внимание на белую рамочку с размерными маркерами вокруг надписи: при ее помощи можно изменить размер надписи, аспект (соотношение сторон), а, указав на саму надпись, можно легко переместить ее в любое место кадра.

            Теперь обратите внимание на белые прямоугольники, окантовывающие внутреннюю часть кадра. Это подсказка: наружный прямоугольник указывает, какая часть кадра будет видна на обычном телевизоре, когда мы будем смотреть готовый фильм с видеокассеты или DVD. Да-да! Не удивляйтесь! Ведь стандартный размер кадра в системе Pal  720х576 точек. На телевизоре происходит усечение изображения, так называемый кропинг. Таким образом, все, что попадет за края этого внешнего белого прямоугольника останется за кадром (кстати, именно внутреннюю часть Вы видели при съемке в видоискателе камеры). А вот внутренний прямоугольник носит рекомендательный характер: желательно, чтобы все Ваши титры не выходили за его края. Это уже вопрос эстетики.

            Многие люди тратят свое драгоценное время в тщетных попытках установить титры точно по центру экрана. Вручную сделать это весьма сложно, да и зачем стараться, гораздо проще указать на текст титра маркером мыши, выполнить правый щелчок и выбирая пункты контекстного меню Horizontal Center и Vertical Center установить титр точно по центру.

            Так создается простейший титр. Для завершения работы с ним, закройте окно, на предложение программы сохранить титр, ответьте утвердительно, введя имя файла. Каждый титр сохраняется в отдельном файле на диске.

            Более сложные варианты титров могут включать линии, прямоугольники, овалы. Разумеется, все это есть смысл использовать только при необходимости, не пытаясь непременно использовать все возможности.

            Особое внимание стоит уделить титрам, в которых базовая линия надписи не строго горизонтальная, или вертикальная, а произвольной формы. Прежде всего, давайте представим себе такой титр. Одним из вариантов может служить этот пример:

 

фигурные титры

            Конечно, это более привлекательный вариант, хотя и далеко не идеальный. Однако на этом простом примере мы выясним как изготовить такой титр.

            Во-первых: потребуется воспользоваться инструментом, который включается кнопкой:

 

фигурные титры

            Правая кнопка служит для построения вертикальной надписи на базе кривой. Она пока нам не нужна.

            Во-вторых: наметим кривую. Для этого нам совершенно не обязательно иметь твердую тренированную руку, чтобы провести точную выпуклую линию. Все гораздо проще: укажем маркером мыши в то место кадра, где должна начаться кривая (в нашем случае у левого его края), и щелкнем левой клавишей мыши. В этом месте остался белый квадратик. Затем переместим маркер мыши к правому краю кадра, стараясь указать в точку примерно на том же уровне, что и первая, еще раз щелкнем левой клавишей мыши. Появится линия, которая заключена в белый прямоугольник. В зависимости от того, насколько различаются уровни первой и второй точки, окаймляющий прямоугольник может иметь разную высоту. Нам требуется, чтобы точки находились на одном уровне, поэтому мы укажем маркером мыши на первую или на вторую точку (при этом рядом с маркером мыши появляется белый квадратик) и переместим ее так, чтобы построенная линия была строго горизонтальна.

            В-третьих: превратим ее в кривую. Если Вы указываете на центр построенной точки, то рядом с маркером мыши появляется белый квадратик. Но если указать на границу точки, или немного за нее, то рядом с маркером мыши появляется белый кружок. Когда увидите его, нажмите на левую клавишу мыши и, не отпуская, переместите маркер мыши к середине линии и немного вверх. Вы увидите, что от выбранной точки тянется еще одна линия, а базовая линия надписи выгибается. Причем тем сильнее, чем более мы поднимаем маркер мыши. Таким образом можно выбрать нужную кривизну.

            В-четвертых:  введем текст надписи. Возможно, введенный текст будет короче, чем нужно, однако изменением его размера и вводом лидирующих пробелов можно придать надписи нужное положение. Осталось только настроить все параметры надписи, которые обсуждались ранее (тень, контур, цвет и т.д.) и надпись готова.

            Разумеется, это самый простой пример, однако должен сказать, что слишком «закрученные» кривые в качестве базовых линий надписи не всегда дают приемлемый результат. Во всем нужна мера.

            Говоря о титрах нельзя не упомянуть о шаблонах. Эта возможность появилась совсем недавно, в версии 6.5. Она позволяет быстро создавать титры профессионального уровня. И хотя набор шаблонов и ограничен, он предоставляет довольно большой выбор вариантов оформления. Кроме того, можно менять шаблоны по своему усмотрению, а так же при достижении определенной квалификации создавать их самостоятельно.

             Рассмотрим вариант создания титра на основе шаблона.

            В окне для создания титров нажмем кнопку Templates… В ответ перед нами появится окно выбора группы шаблонов. Среди приведенных групп откроем Entertainment, затем подгруппу Classical Music. Здесь мы увидим четыре варианта шаблонов, которые можно легко просмотреть в правом окне предпросмотра. Конечно, открыв другие группы и подгруппы, Вы увидите, что вариантов здесь масса. Однако, просматривая варианты, мы замечаем, что иногда кадр полностью заполнен изображением, порой в нем есть странное окно, через которое проступает клетчатое поле. В некоторых же шаблонах это поле преобладает, а сам титр занимает лишь малую часть площади кадра.

            Дело в том, что такими серыми клеточками обозначена прозрачная область. Таким образом, когда титр ляжет поверх видеоряда, вместо «клетчатого» окна будет реальное изображение из нашего ролика.

            Чтобы было более понятно, выберем вариант шаблона cls frame.prtl и нажмем кнопку Apply.

 

создание титров в Adobe Premiere  на основе шаблонов

           

В полученном окне остается только заменить надписи на нужные и титр готов. Конечно, можно добавлять дополнительные надписи и удалить лишние. Финалом создания титра будет сохранение полученного титра (FileSave) и закрытие окна. Новый титр можно увидеть в окне проекта.

            Разговор о титрах был бы не завершенным, если бы мы не упомянули о так называемых Roll и Crawl – титрах. Хорошим примером таковых могут быть финальные титры любого фильма. Они тянутся снизу вверх нескончаемой вереницей. Сейчас пойдет речь именно о них.

            В окне для работы с титрами обратите внимание на окошко Title Type, находящееся в самом левом верхнем углу окна. По умолчанию там стоит Still, но ничего не мешает нам поменять этот параметр на Roll (тогда титры будут двигаться по вертикали снизу вверх) или Crawl (по горизонтали справа налево).

            Выберем вариант Roll. Тот час же справа от кадра появится линейка прокрутки. В панели инструментов выберем инструмент, обозначенный буквой «Т». Затем укажем маркером мыши в левый верхний угол кадра – то место, где должна начаться рамка титров. Нажмем левую клавишу мыши и, не отпуская, растянем рамку вправо и вниз. Причем, если вправо ширина рамки ограничится разметом внутренней рамки кадра, вниз нужно тянуть за пределы окошка. Через некоторое время Вы увидите, что маркер мыши возвращается к верхней границе кадра и снова пробегает вниз. Таким образом программа показывает, что идет построение рамки титров, которая по высоте в несколько раз больше, чем высота самого кадра. Когда левая клавиша мыши будет отпущена, рамка будет готова к вводу текста титра. При необходимости всегда можно увеличить, или, напротив, уменьшить высоту.

            Замечено, что при вводе длинного текста программа начинает подтормаживать -  введенные буквы появляются не сразу. Это не проблема. Продолжайте набор текста до конца. Конечно, затем можно изменить все параметры шрифта, о которых говорилось ранее. Когда титр готов, сохраним его при помощи пункта Файл главного меню программы.

            Еще одно важное замечание: если Вы хотите, чтобы в начале воспроизведения первая надпись титра появлялась из-за нижнего края кадра, а в самом конце последняя строка скрылась за верхней его границей (как обычно и идут Roll-титры) нужно добавить в начало и конец титра столько пустых строк, чтобы они заполнили собой весь кадр. Подумайте, что будет если не соблюсти эту рекомендацию.

            Аналогичным же образом создается и Crawl-титр.

            После сохранения закройте окно для создания титра и проверьте наличие нового титра в окне проекта.

            Теперь поговорим о том, как использовать титры в проекте.

 

Размещение титров на Timeline

 

            Воспроизведение титров в нашем фильме может быть различным. Можно сделать так, что в самом начале фильма сначала появляются титры, причем или на черном фоне, если мы не использовали шаблон, или на фоне, который использовался в шаблоне. Для этого нужно просто перетащить титры на Timeline и расставить их на видеодорожке Video 1A или Video 1B в нужной последовательности ДО первого видеофрагмента фильма.

            Однако, гораздо интереснее, если текст титров появится на прозрачной основе поверх уже идущего видеоряда. Так обычно бывает, когда Вы смотрите коммерческие фильмы. Сейчас мы разберем, каким образом это сделать.

            Перетащите титр на Timeline и разместите на дорожке Video 2. Причем установите его так, чтобы он начинался в нужный момент. Обычно длительность статичных (неподвижных) титров 6 секунд, однако ее можно изменить, растянув или сжав титр на Timeline. 

            Если мы приготовили Roll-титр, его длительность зависит от длины текста. Однако ее тоже можно регулировать аналогичным же образом. При этом изменяется и скорость перемещения титра. Если растянуть титр – текст поплывет снизу вверх медленнее. Если сузить – побежит быстрее.

            Титры, выполненные при помощи встроенного редактора титров обычно, если не использовать сплошные шаблоны, получаются на прозрачной основе, так что специально заботиться о прозрачности не стоит.

           

            После размещения титров на Timeline, Вы можете взглянуть на результат своего труда. Сделайте следующее: укажите маркером мыши на временную шкалу (то место Timeline, где прописаны минуты, секунды). Маркер мыши примет вид черного треугольника, направленного острием вниз. Если нажать левую клавишу мыши и перемещать маркер вдоль временной шкалы, в окне Монитор появится видеоряд, однако титры и эффекты смены при этом не отображаются. Однако если сначала нажать и удерживать клавишу Alt, а потом левую клавишу мыши и перемещать маркер, то в окне Монитор Вы увидите и титры, и эффекты смены видеофрагментов. Таким образом, удерживая клавиши нажатыми, проведите маркером вдоль временной шкалы и проверьте все ли у Вас благополучно.

Создание титров в Adobe Photoshop

 

            Конечно, не только это редактор подходит для создания титров. Однако пара Adobe Photoshop и Adobe Premier работает очень слаженно – результат получается наиболее удачный.

            Первоначально запустим программу и создадим новый документ со следующими параметрами:

 

создание титра в Adobe Photoshop

            Затем выберем чисто зеленый цвет и закрасим фон. Вообще, можно выбрать любой цвет, но он обязательно должен резко отличаться от цвета букв титра и в то же время хорошо сочетаться с цветом фона видеоряда. У нас, как Вы помните, преобладает зеленый цвет фона, а буквы мы сделаем желтыми.

            Затем выберем инструмент «Т» и напишем текст титра. Здесь можно использовать все многообразие возможностей программы: сделать буквы объемными, задать надписи перспективу, добавить эффект «Тень» и т.д.

            В результате может получиться примерно следующее:

 

титр, созданный в Adobe Photoshop

            Полученное изображение можно сохранить на диск прямо в формате PSD, затем переходим в Adobe Premier и добавляем титр в окно проекта. На вопросы о слоях Layer Selection (выбор слоя) выберем  Merged Layers (объединенные слои), нажмем Ok. Титр появляется в окне проекта. Перенесем титр на Timeline на дорожку Video 2:

 

размещение титра на Timeline

            Теперь попробуем просмотреть фрагмент ролика от отметки 0:00:00:00 до отметки 0:00:08:00 (с клавишей Alt). Пока маркер не достиг титра, воспроизведение идет нормально, однако стоит нам «заехать» на титр (начиная примерно с начала второй секунды) и картинка с ромашками исчезает, а вместо нее демонстрируется только титр, причем на ярко зеленом фоне. Когда титр заканчивается в окне Монитор снова появляется луг с ромашками. В чем дело? Оказывается для титров, созданных при помощи внешних программ нужно устанавливать прозрачность, но это тема для отдельного большого разговора.

 

Продолжение следует

 

Adobe Premiere. Настройка движения

 

До сих пор мы довольствовались обычными полноэкранными изображениями, которые с момента возникновения на экране и до момента окончания воспроизведения занимают весь экран и никак не двигаются. В то же время в Adobe Premier имеются очень интересные возможности, позволяющие не только заставить картинку двигаться по экрану, но и изменять ее размер, задавать сложные траектории движения, применять искажение формы и т.д.

            Речь пойдет о настройке параметра Motion.

            Для примера давайте представим, что на каком-либо фоне, например, поле с ромашками, слева направо будут проплывать небольшие по размеру окошки, в которых будут демонстрироваться другие видеофрагменты.

            Расположим на дорожке Video1B (или А) достаточно длительный по времени видеофрагмент, который будет служить фоном. На дорожку Video2 поместим более короткие (примерно по 8-10 секунд) видеофрагменты. Длительность их по возможности должна быть одинаковая: от этого зависит скорость движения – чем короче фрагмент, тем быстрее он пролетит по экрану.

 

 

настройка движения
 

            Далее укажем маркером мыши на первый фрагмент на Video2, нажмем правую клавишу мыши, выберем пункт Video Options, подпункт Motion.

 

 
настройка движения
  

            Сразу же в верхнем левом окне предпросмотра начинает двигаться изображение. Причем, обратите внимание, фоном является изображение, размещенное на Video1B, а поверх него проходит фрагмент с дорожки Video2.

            Пусть вас не пугает, то, что направление движения, его скорость и размер кадра не такие, которые бы хотелось иметь. Сейчас все настроим.

            Во-первых: остановим это безумное движение J, нажав кнопку «Пауза» (правее окна предпросмотра с двумя черными вертикальными черточками).

            Во-вторых: установим галочки в окошках Show All, Show Outlines, Show Path (показать все, показать ограничительные линии кадров, показать путь). После этого в правом верхнем окне становится понятным маршрут движения нашего фрагмента. Обратите внимание на область Visible Area – это видимая часть экрана. Таким образом фрагмент начинает свое движение из невидимой части, от точки Start, проходит по отмеченному пути и заканчивает движение в точке End тоже в невидимой части. Конечно же и траекторию и координаты начальной и конечной точки можно менять.            В-третьих: взгляните на линейку Time. Под ней имеется маленькая черная стрелочка, направленная вверх. Если перемещать ее, увидите в окне предпросмотра настроенное движение.

            В-четвертых, давайте его настроим.

            Для этого выберем начало линейки Time, так, чтобы черный треугольник указывал не нее, в окошке Zoom установим значение 50%. Так же поступим и с точкой End линейки Time. В результате мы видим, что рамки кадров в правом верхнем окне стали в два раза меньше исходных и теперь они стоят достаточно далеко от видимой области. Желательно их подвинуть поближе, иначе часть эффекта мы просто не увидим. Точку Start линейки Time. Подвинуть рамки можно изменив координаты в окошках, где сейчас находятся значения -80, 0. Давайте заменим -80 на -60. Для того, чтобы параметр был активизирован, нажмите клавишу «табуляция» или щелкните мышью в любом другом окошке (не нажимайте для активизации параметра клавишу Enter). Вы увидите, что первый кадр подвинулся к краю видимой области.

            С последним кадром можно было бы поступить точно так же, но есть и другой, более наглядный, хотя и менее точный способ. Укажите маркером мыши на центр последнего кадра в правом верхнем окне. Нажмите и удерживайте левую клавишу мыши, переместите кадр в нужное место. При перемещении следите за координатами.

            Нажмите теперь кнопку «Play» (красный треугольник левее окна предпросмотра) и увидите как небольшой (50% исходного размера) кадр совершает проход от левого края видимой области к правому.

            Можно добавить небольшое вращение: выберите точку Start линейки Time, в окошке Rotation установите значение 30 град. В точке End установите -30 град. Просмотрите результат, нажав Play.

            Теперь немного усложним траекторию движения:

 

настройка движения

 

 

            Укажите на точку обозначенной траектории на расстоянии 1/3 длины от точки Start, нажмите левую клавишу мыши. Появляется новая точка, ее сразу можно переместить чуть выше при помощи мыши. Аналогично добавим еще одну точку на расстоянии примерно 2/3 от Startа и переместим ее вниз. При этом можно увидеть, что на линейке Time появились эти точки. Для каждой из них можно настроить все параметры (точные координаты, размер, вращение). Попробуйте выстроить такую траекторию и задать в точках перегиба такие углы, как показано на рисунке 55. Для просмотра результата нажмите Play.

            Немного сгладить траекторию поможет установка галки в окошко Smooth Motion и выбор варианта сглаживания AveragingHigh. Все острые углы траектории превратятся в плавные изгибы.            Для завершения настройки и вступления ее в силу нажмите Ok

            Еще интереснее получается, когда кадр появляется не из-за границы видимого изображения, а возникает из точки, разрастается до нужного размера, а потом через некоторое время опять исчезает, уменьшившись до точки.

 

            Попробуем реализовать такой пример. Из центра экрана появляется изображение, которое стремительно увеличивается. Со временем, увеличение замедляется и фиксируется какой-то определенный размер. Через некоторое время размер начинает постепенно уменьшаться, уменьшение происходит все быстрее, пока кадр не превращается в точку и исчезает.

            Для всех точек настроим координаты 0,0 (то есть все точки должны быть в центре экрана).

            Для первой и последней точек выберем Zoom = 0%, для промежуточной этот параметр установим равным 60%.

            Если сейчас нажать на кнопку Play, получится примерно то, о чем говорилось, но грубоватость и резкость движения портит всю картину.

            Модифицируем движение. Выберите на линейке Time созданную промежуточную точку. Измените для нее параметр Delay (задержка) с 0 до 20%. Если теперь нажать Play, картинка появится из точки, возрастет до нужного размера, постоит, а потом начнет резко уменьшаться, пока не исчезнет.

            Добавим плавности. Выберем на линейке Time точку Start. Изменим в самом нижнем окошке параметр Linear (линейно) на Decelerate (замедленно), выберите промежуточную точку, для нее этот параметр должен быть изменен на Accelerate.             Нажмите Play, просмотрите результат.

           

            Давайте вспомним о проблеме, возникшей когда мы разбирали прозрачность (Вернитесь к рисунку 43 и прочтите текст под ним). Теперь, зная о том как настроить движение, мы можем предусмотреть постепенное появление маски.

            Откроем окно настройки Motion для маски. Установим координаты начальной и конечной точки движения равными нулю. На расстоянии примерно 10% от стартовой точки введем новую точку. Выберем стартовую точку, установим размер 225%. Именно такой размер нужен в данном случае чтобы в видимой области был только синий цвет, который в результате настройки прозрачности будет прозрачным.

            Таким образом в начале демонстрации маски ничего на экране будет только луг с ромашками, затем постепенно снизу и сверху появятся черные поля, а затем внутри прозрачной области уже пойдут титры.             Теперь поговорим о таком параметре движение, как Distortion (искажение).

            В качестве примера возьмем стартовый титр из очень известного фильма «Звездные войны». Если Вы не смотрели фильм, то вкратце суть эффекта такова: Roll-титры идут от нижнего края экрана не до самого верха, а примерно до середины, с добавлением перспективы. То есть чем дальше уходит надпись титра, тем меньше становится его ширина и высота. Налицо явное удаление надписи от слушателя. Сейчас мы изловчимся и сделаем то же самое со своими титрами.

            Для начала приготовим звездное небо – статичный кадр, его можно нарисовать в Adobe Photoshop.

 

настройка движения

             Поместим его на дорожку Video1A (или B), а на дорожку Video2 поместим Roll-титр.

            Откроем окно настройки Motion для титра. Установим координаты начальной и конечной точки, равными нулю. Затем обратим внимание на окошко в правом нижнем углу окна Motion. До сих пор там можно было видеть черный прямоугольник:

 

 

настройка движения

             Наша задача превратить его в трапецию примерно такого вида:

 

настройка движения

            Сделать это очень просто: указываем на размерный маркер (угловой белый квадратик), нажимаем левую клавишу мыши и перетаскиваем его в нужную точку. Кстати, если указать на размерный маркер, нажать и удерживать клавишу Alt на клавиатуре, то появляется возможность еще и поворачивать изображение относительно его центра, но сейчас это не требуется.

            Когда мы придали изображению нужную форму, вспомним, что мы сделали настройку только для стартовой точки. В конечной точке форма изображения должна быть в точности такой же (по крайней мере в нашем случае). Беда в том, что на глаз мы этого сделать не сможем, а числовые настройки тут отсутствуют.

            Выручаем параметр Delay. Выберите стартовую точку и задайте для нее параметр Delay = 100%.  

            Теперь нажмите Play и посмотрите, что получилось. Возможно, вы увидите, что титры пролетают очень быстро. Не пугайтесь, это особенность окна Motion. Он всегда показывает результат быстрее, чем есть в реальности. Однако имейте в виду: скорость движения титров в данном случае напрямую зависит от их длительности на Timeline. Если в полученном фильме титры будут идти слишком быстро, придется просто увеличить их длительность.

           

            Наконец, пришло время поговорить о полиэкранном изображении. Ведь одновременно на большом экране телевизора могут разместиться несколько отдельных экранчиков. Они могут стоять неподвижно, или блуждать по большому экрану, в каждом из них будет идти свой фрагмент.

            По большому счету, сделать это несложно. Вот простой алгоритм.

·        на Timeline должно быть столько видеодорожек, не считая Video1, сколько экранчиков одновременно должно присутствовать на большом экране. Для добавления нужного количества видеодорожек войдите в пункт Timeline главного меню и выберите подпункт Track Options. Появится список имеющихся аудио- и видеодорожек. Нажмите кнопку Add, укажите сколько видеодорожек нужно добавить, Аудиодорожек не нужно, поставьте в соответствующем окне «0».

·        подберите видеофрагменты одинаковой длины (это для примера, вообще, длина может быть и различная), разместите их на видеодорожках 2,3,4 и т.д., как показано на рисунке 60, на дорожке Video1B – изображение-подложка:

 

настройка движения

 

           А теперь настраиваем движение для каждого фрагмента:

 

настройка движения

 

 

            Обратите внимание на координаты: -20, -15. У кадра, который должен встать справа, координаты будут 20,-15 т т.д.  Рекомендуемый размер 40%.  Попробуйте самостоятельно настроить это движение.

 

            Более сложное задание.

            Все тоже, только кадры должны двигаться: Левый верхний должен встать в конце движения на место правого верхнего. Правый верхний – на место правого нижнего, правый нижний – на место левого нижнего,  левый нижний на место левого верхнего.

            Удачной тренировки J