Василий. Подробный рассказ о подготовке и сдаче IELTS

Дмитрий, здравствуйте!

Вчера вечером рыскал по интернету в поисках материалов, советов и пр. для сдачи IELTS и вышел на Ваш сайт. Решил с ним «немного ознакомиться», ну, знаете, как это обычно бывает – чтение материалов в интернете «по диагонали», типа «вдруг что-то полезное найду». Не заметил, как втянулся в чтение, и очнулся, когда уже было 2 часа ночи!

Единственное, о чем очень сожалею, просто плачу крокодильими слезами, так это о том, что слишком поздно нашел данный сайт, т.к. завтра (26 июля 2013 г.) я сдаю устную часть IELTS, и остальное (listening, reading, writing) в субботу, 27 июля 2013 г. Увидел, что Вы делитесь «формулой удачного эссе» (http://www.kashkanov.ru/index.php?option=com_content&view=article&catid=7%3A--ielts&id=526%3Agolden-formula&Itemid=36), поэтому решил отправить запрос, поделившись своей историей. Понимаю, что скорее всего не получу ее до сдачи своего экзамена, но мало ли, вдруг повезет. Заодно может и мой опыт кому-то окажется полезным.

Итак. Меня зовут Василий, мне 32 года, женат, есть сын 4 лет (на самом деле это очень важно, дети заниматься практически не дают, поэтому в лучшем случае есть возможность занятий с 23 часов до 1 часа ночи), живу в г. Санкт-Петербурге. Мой случай, думаю, стандартный для большинства россиян: меня упорно учили английскому в школе, потом – в институте, даже кое-чему научили.

Так, для меня не составляло труда сказать «Hello, my name is Vasily. How are you?», работать в Windows, Microsoft Office, Photoshop , не переведенных на русский язык, играть в английские стрелялки. Ну и даже мог на работе какое-нибудь письмо написать иностранным коллегам, типа «Could you please send us the offer with prices and tools descriptions? We’ll discuss it with colleagues and will answer you as soon as possible”.

Внезапно возникла необходимость сдачи модуля Academic не ниже 6.5. Подготовку начал где-то в октябре 2012 года, записался на курсы, одни из самых недорогих в городе, страшно удаленных от дома (на другом конце города, поездка в один конец – 1 час 40 минут в среднем), в полуподвальном помещении какого-то крутого жилого комплекса. Естественно, предполагал, что вот похожу пару-тройку месяцев – и сдам, все будет отлично.

Надо сказать, что в то время у меня была просто собачья работа, связанная с постоянными командировками: в среднем 3 недели в месяц я колесил по стране, от Калининграда до Южно-Сахалинска (выходные преимущественно проводил дома). Для чего я это все так подробно рассказываю? А для того, чтобы было понятно, почему я ходил на курсы в сб и вс, по 2,5 астрономических часа. График отвратительный на самом деле, т.к. задание, полученное в сб, полностью сделать до вс не получалось, т.к. в то время, пока я был дома, надо было и с семьей побыть, и делами домашними позаниматься, короче, не до учебы.

А то задание, которое давали в вс на следующую сб, также не удавалось особо сделать, т.к. был в командировках, а это состояние постоянной акклиматизации, постоянной работы в цейтноте и т.п. В итоге, особо времени на самостоятельные занятия не оставалось. Может быть, со стороны это выглядит как самооправдание какое-то, но по сути так оно и было.

Сами курсы были очень скучные, группа была от 3 – 4 человек до 7 – 8, в основном студенты или 11-классники. Чувствовал там себя ископаемым мамонтом )) но все исправилось, когда пришел на курсы мужик лет 45 )) занятия проводила тетушка лет 40, по ее словам сдала IELTS в 2008 году на общий балл то ли 7.5, то ли 8. Формат был такой: мы рассаживались, она включала диск с listening, мы выполняли 3 задания, потом сравнивали ответы.

По идее, мне казалось, что можно было бы каждому раздавать в итоге текст диалогов и монологов, было бы очень полезно. Но этого не делалось. Только лишь проверялись ответы. Потом нам раздавали бумажки с темой для speaking, и мы делились на пары и пытались разговаривать. Стоял гул, все говорили одновременно, а преподавательница подходила к каждой паре секунд на 20 – 30, прислушивалась, кивала или критиковала и шла дальше. После этого она шла пить чай, а мы садились за reading. Успевали сделать 1 текст, после чего писали либо эссе, либо описывали диаграмму или график, сдавали, получали задания на дом (или же они приходили по электронной почте), и шли домой.

Кто-нибудь заметил, чего в занятиях явно не хватало? Я это заметил сразу: нам практически не поднимали уровень владения языком! Мы пользовались личным багажом, который вынесли из школы и института, и пытались как-то его растянуть, чтобы выполнить задания! Очень напоминало картину, когда на дороге видишь машину с выбитым стеклом, а место, где должно быть это стекло, хаотически налеплен скотч.

Так в нашем случае даже не хватало этого самого скотча, чтобы залепить все! Да, я понимаю, что нам давали другое: натаскивали на формат экзамена, рассказывали принцип, как его сдать, говорили про возможные уловки и т.п. Но это было все слишком академично и скучно. Вертится сказать еще и «бесполезно», т.к. на тесте все воспринимается совершенно иначе! Кто сдавал – знает.

Лишь иногда она нам давала какие-то конструкции связок для эссе, какие-то наречия, прилагательные и т.п. Но не больше.

Впечатление от курсов было не совсем позитивное, но «за что уплочено, должно быть проглочено». Так я ходил до середины декабря и думал, что готовлюсь к IELTS. Все серьезно изменилось, когда пришел вместо этой женщины (она ушла на больничный) очень интересный дядька, проживший 10 лет в Штатах. Это было что-то!!! За 3 или 4 занятия у него я вынес гораздо больше, чем за все это время занятий у нее.

Во-первых, он сначала, когда представился и стал рассказывать о себе, делал это так красиво и естественно, с прекрасным произношением, что я подумал: «Иностранец! Носитель! Ура!». Оказалось, что он русский, просто очень долго прожил в этой среде и попросту слился с ними. Он нам быстро вбил в головы несколько идиоматических выражений. Например, когда люди только знакомятся, нужно «to break the ice» между ними (для меня это было открытием). Или вот, когда тебе попадается вопрос, в котором ты подкован, то это, оказывается, для тебя «piece of cake» (открытие №2).

Также привел пример ЧЕТВЕРНОГО отрицания, но на самом деле настоящего анти-английского. Сказал, что на тесте так ни в коем случае нельзя так говорить, но запомнилось))) в США его не пустил в ночной клуб здоровенный 2метровый негр афроамериканец, тот пытался выяснить, почему, но последнее, что эта глыба ему сказала: «I aint no gonna tell you no nothing» )) причем сказал это так живо и с афроамериканским произношением, что все легли под столы))

Также с ним написали мы пару описаний графиков и штуки 3 эссе, после чего в начале января (числа 8 то ли 9) я вышел на сдачу теста. Сдавал в один день speaking, в другой – все остальное. Покопался у себя в почте, и нашел даже подробное описание, как это все происходило (я отписывался ему сразу после события). А было это так.

Ничего удивительного не было, эта часть состояла из 3 блоков.

1. Все началось с please, introduce yourself. What is your full name? После чего она (кстати была русская) спросила, студент я или работаю, и после моего ответа, что я работаю, понеслось. Спрашивала про работу, чего в ней хорошего, нравится ли она мне или нет, ну в общем мы на занятии с Вами говорили на эту тему довольно много )) я рассказывал про командировки, как мне в них плохо и т.п. Когда она спросила, а порекомендую ли я эту работу кому-то еще, мы вместе с ней поржали :) в общем, часть 1 прошла довольно бодро.

2. Тема была для меня не очень - рассказать про ТВ learn программу, которую я недавно смотрел, что мне там понравилось, досмотрел ли я ее до конца и т.п. Самая жопа тут была в том, что я практически не смотрю телевизор. Хаотично минуту размышлял о том, что рассказать, перевернул в голове все варианты, не нашел ничего умнее, как рассказать про программу типа football review. Что я узнал много интересного про футбольные матчи в России, лучших европейских чемпионшипах, such as Spain, English, German and so on. Было интересно узнать про жизнь футболистов и тренеров, про тренировки и т.п. Приплел и то, что сам в детстве играл в футбол, поэтому это было для меня особенно интересно. В общем так. Потом уже, по пути домой понял, что все же наверно немного не по теме, но уже что есть.

3. Обсуждение. Она задавала вопросы, улучшилось ли качество телевидения в последнее время, насколько тв программы полезны для нас и наших детей, вообще сколько времени в россии люди проводят времени перед телевизором и т.п. Диалог был очень (подчеркиваю, ОЧЕНЬ) бодрым, я старался говорить много, быстро, с различными связующими конструкциями (for example, you know, such as, i'll try to explain my opinion и т.п.). Когда спросила про то, полезны ли тв программы для детей, я сказал, что поскольку сам родитель, и иногда надо сделать что-то по дому, то бывает включаем тв ребенку и очень здорово и полезно, когда там идет что-то образовательное для детей :) поржали. Потом ессно сказал и по существу вопроса. Иногда она прерывала, потому как видимо у них тоже есть определенный тайминг.

 

Это была первая часть. Дальше через пару дней я пришел сдавать вторую, и вот как это было.

 

Сегодня была вторая часть теста, впечатления совершенно другие, нежели после первой части. Во-первых, насколько отменная была организация speaking (я пришел за 20 минут до своего времени, и тестирование меня началось именно в то самое время, которое было назначено), настолько отвратительная была организация сегодня. Просили прийти к 9.30 (в 10.00 должно было быть начало теста), основная масса пришла уже к 9.15. Всего было где-то человек 40 - 50. В 9.40 нам только предложили раздеться в гардеробе, после чего образовалась длиннющая очередь на вход в зал, где проходила сдача. И запускали нас где-то до 10.40.

Поэтому совет №1 ребятам, кто еще будет сдавать: вставайте в конце очереди, заходите в числе последних, ибо после входа никого не выпускают (никаких тебе туалетов и т.п.). Место "получше" занять не получится, они рассаживают сами (на всех столах лежат бумажки с именами). Я зашел где-то в 9.50, поэтому почти час сидел в зале на нервяке, пока зашла вся вереница сдающих. Ну и собственно тест начался в 10.50 (для справки - закончился он только в 14.00). Перерывов никаких не было, время перевести дух было только между частями, когда тетка говорила про правила игры в той или иной части.

Теперь, собственно, о самом тестировании.

Listening. Было 4 блока вопросов. Сначала какой-то мужик хотел подобрать себе библиотеку в районе, его устраивающем, и позвонил тетке в справочную. И все крутилось возле этого. Адрес (с диктовкой по буквам), время работы, что там есть (какие-то карты, журналы и т.п.) - все очень стандартно, ничего сложного.

Второй блок - диктор рассказывал про какой-то развлекательный центр, то ли центр досуга, что там есть и с чем это едят. Тип вопросов (например): А почему не проводятся больше занятия по танцам? 4 варианта ответа: потому что невостребовано; потому что нет свободного зала, потому что преподаватель куда-то сбежал и потому что что-то там еще (этот вопрос запомнился, потому что реально перед началом занятий препод куда-то сбежал))))) ).

Третий блок: какие-то иследователи провели исследование воздействия музыки в ресторанах на то, как люди тратят там деньги. Тип вопросов: как в блоке 2, а также были даны 4 типа музыки (4 вопроса) и под 7-8 вариантов, как она действует (заключительная часть монолога). Т.е. тоже все знакомо. И 4-й блок - рассказывалось то ли про какой-то клуб, то ли еще про что-то, и описывались несколько (5-7 членов клуба). Надо было выбрать, чем они особенные (даны порядка 10 вариантов). Сейчас, пока писал, почему-то мне показалось, что там был еще 5-й блок, но вот хоть убей, не помню его.

Reading. Стандартно 3 текста. Первые 2 - более-менее легкие. Первый - про парусник "Viking", построенный в Дании по образцу и подобию найденного одноименного древнего парусника Рассказывалось как археологи доставили этот парусник до пристани, какие там были у него технические характеристики и т.п. Типы вопросов: ненавистные мне true/false/not given и утверждения, а на них 4 варианта ответа.

Второй текст - описание спячки животных, с описанием кто в нее впадает, какие виды животных, какие особенности этого процесса и т.п. Типы вопросов: какая тема в каком абзаце раскрывается (не заголовки!!!), каким животным какое поведение свойственно (даны 4 вида животных и надо было подставить 1 из слава богу 4 вариантов), ну и еще один - вставить слово в предложение. Это я тоже не особо люблю, но было вроде несложно. Третий текст был просто убийственный, я его понял где-то на треть, какая-то филологическая хрень, про то, как фразы и слова влияют на поведенческие особенности человека... Ну и вопросы к тексту соответствующие. Больше половины ставил наугад, тут уж что будет. С Катериной поговорили после теста - она тоже была готова застрелиться :))

Writing. Подошло время дать второй совет сдающим )) К концу Reading физиологические способности человеческого организма дали о себе знать, а времени было впритык, поэтому идеальное в сложившейся ситуации решение было следующим: в туалет можно сходить без потерь после того, как получишь задание на writing!!!

Задания стандартные: схема (20 мин.) и эссе (40). Увидев схему, я сначала ужаснулся (не вникал даже), поэтому решил начать с эссе. Тема - просто класс!!! "Есть утверждение, что если людям дать возможность выбора между тем, работать или не работать, то практически все выбрали бы "не работать". Какое Ваше мнение?". Улыбнувшись, я пошел в туалет, одновременно продумывая структуру эссе. Мысли были такие, что "да, я согласен с этим положением. Но есть такие вещи, без которых человек не может прожить: еда, одежда, жилье. Более того, современная жизнь практически невозможна без компьютеров, телевизоров, интернета. Или например, очень часто наши родственники живут в других городах и добраться из СПб до Сахалина своими силами практически невозможно, надо пользоваться самолетом или пароходом.

Что это все объединяет? а то, что на все это нужны деньги, ради которых мы вынуждены работать. Да, было бы просто здорово не работать, но приходится это делать, чтобы выжить в этом жестоком мире". Это в двух словах, ессно стиль написания был несколько иным ))) Управился за 30 минут, и у меня осталось 30 минут для схемы. Разобравшись, понял насколько она элементарна.

Было 3 рисунка: один - проблема с затоплением какой-то там рекой трех кварталов какого-то города в UK. Два других рисунка - возможные пути решения, и рядом с ними указаны их преимущества и недостатки. Осталось только воспеть это в прозе, что, с использованием Ваших рекомендаций, оказалось довольно просто. В итоге у меня осталось минут 5, чтобы проверить свою галиматью, которая может очень много для меня значить.

Общее по трем блокам - времени практически в обрез, особенно на listening. Они просто включают диск с уже записанными текстами и паузами между ними, поэтому думать долго практически невозможно.

В принципе, вот и все. Искренне надеюсь, что это был мой первый и последний визит на этот тест, хотя, честно говоря, мне кажется, что своих 6.5 я не наберу. Покажет время. Тест зубодробительный, давно у меня такого не было. Очень советую всем готовиться сдать с первого раза, потому как второй шанс а) очень дорогой (8 тыщ на дороге не валяются) и б) очень вреден для здоровья, потому как народ оттуда выползал. Вам - большое человеческое спасибо вне зависимости от результатов. Честно говоря, до сих пор под впечатлением после Ваших занятий. Результаты сообщу, они будут готовы 25-го января.

Всего доброго, привет группе!!!

P.S. Вспомнил про 5-й блок listening!!! Был доклад (монолог) одного диктора об исследовании какой-то международной сети супермаркетов, надо было заполнить таблицу: сколько лямов они тратят на рекламу, на что тратят 1,5 млн, а на что - еще 2 млн. Ну и чем они торгуют, что и в каких регионах мира больше востребовано: где больше покупают, условно, посуду, где рыбу, а где, скажем, шампуни от перхоти (варианты типа South Africa, South-East Asia и т.п.).

В общем, это было так. Итоговый результат меня сбил с ног:

  • Speaking – 5.5
  • Listening – 5.0
  • Reading – 5.5
  • Writing – 5.0
  • Общий балл – 5.5.

Это было страшное разочарование. Долго сидел, переваривал, что же делать дальше. Думаю, что Вы меня понимаете, Вы уже 15 раз сдавали )) хотелось сначала застрелиться или нажраться таблеток (все же более эстетичная смерть), я всячески проклинал сотрудников экзаменационного центра, потому как считал, что они сами переправили все мои ответы (там же карандашами надо писать), чтобы я пришел к ним и заплатил еще 8 тыров, и так – до бесконечности. Короче, все были виноваты, кроме меня, я же такой крутой! Но!

В конце января в моей жизни происходит знаменательное событие: я меняю работу:

  • на радость супруге, которая периодически задавалась вопросом, зачем она выходила за меня замуж, т.к. меня все равно дома нет, соответственно нет ни помощи, ни поддержки, и ведь не поспоришь;
  • на радость сыну, который меня видел только по выходным, а в будни – только по скайпу, у нас были такие семейные ужины, кошмар, да;
  • на радость себе, ибо от постоянных командировок, недосыпов, акклиматизаций здоровье прилично расшаталось;
  • на радость родителям, которые каждый раз, когда я был в полете, не спали, переживали и успокаивались только после моей смс, что я долетел и все хорошо.

Перехожу работать в иностранную компанию, где работают сотрудники-иностранцы и начинаю понимать, что Я НЕ ЗНАЮ НИ ХРЕНА!!! Ужасно говорю, ужасно пишу, ужасно читаю и очень мало воспринимаю на слух на совещаниях!!! Успокоился, слава богу, что никто не исправлял мои ответы, не вредил мне )) да, я лохЪ в английском.

Осознание этого меня успокоило и заставило выкарабкиваться. Начались совещания на английском, переписка на английском, телефонные звонки коллегам на английском. Это здорово подтянуло существующий на тот момент уровень. Тема про позвонить иностранным коллегам и спросить, почему они, гады, молчат и ничего не отправляют нам, хотя запрос мы им написали и т.п. – уже не ввергает меня в уныние. Плюс – самостоятельная подготовка по учебнику Objective IELTS (Advanced), чтение BBC и National Geographic с прослушиванием новостных роликов.

Теперь вот завтра я иду сдавать тест второй раз. Сначала – speaking и послезавтра – все остальное. Как оно получится не знаю, поживем-увидим. Цели получить 8 и 9 у меня не стоит, мне надо всего лишь выцарапать итоговые 6.5 баллов для сбычи моих мечт.

Вот такая история. Получилось не 300 слов, а немного больше, но зато подробно. Можете резать, можете оставить все как есть. Как приду домой, сделаю у себя в фэйсбуке ссылку на Ваш сайт, может кто-то и обратится.

Надеюсь, мой опыт кому-то пригодится.

Жду от Вас волшебную формулу эссе, надеюсь до теста получу )))

Удачи!