Является ли IELTS объективной оценкой вашего английского?

как надо сдавать IELTS? советы, намеки, опытЭта статья адресована в первую очередь тем, кто готовится сдать свой первый IELTS, или возможно, уже сдавал, но не дотянулся до нужных баллов. Здесь я попытаюсь ответить на вопрос, который приведен в качестве заголовка, на основании анализа своих 17 попыток сдачи экзамена. Конечно, всем остальным заинтересованным в подготовке и сдаче тоже не возбраняется почитать этот текст. Возможно, вы взглянете на IELTS немного иначе.

Итак, для многих (если не для всех) кандидатов, кто идет сдавать тест в первый раз, вопрос об объективности оценки не стоит вообще. Считается, что "вот сейчас-то мы и узнаем, как мы на самом деле знаем английский". Ведь у многих бывает на этот счет ошибочное мнение, которое в немалой степени подсказано нашими уважаемыми репетиторами и учителями английского. Они бросаются из крайности в крайность. Одни говорят, что наш английский ужасен и нам до экзамена еще пыхтеть и пыхтеть (они и дальше хотят прекрасно жить за ваш счет, запугивая провалом на экзамене). Другие напротив будут лить мед, говоря елейным голоском, что вы хоть сейчас сдадите на девятку (это как правило те, кому до девятки самому как до луны).

Одним словом, среди непосвященных считается, что IELTS - это истина в последней инстанции. То, что мы получаем - вот это и есть самая что ни на есть непредвзятая и точная оценка того, что мы из себя представляем на самом деле.

Я тоже так думал, когда шел сдавать свой первый экзамен. Если бы в том далеком 2009 году я прочитал бы эту статью, то, скорее всего, сейчас мне не пришлось бы ничего сдавать, поскольку моя главная цель была бы уже давно достигнута. Я сэкономил бы кучу денег, вагон времени и моток нервов.

Но никто не написал статью тогда. Получив свои пятерки с половиной (когда надо было набрать шестерки), а почти на полгода ушел в подготовку к следующей попытке, наслушавшись всезнающих репетиторов, в то время как надо было действовать совсем иначе.

Сейчас я расскажу вещи, которые, скорее всего, вам еще никто не рассказывал. Ни на курсах по подготовке к IELTS, на на занятиях с английским репетитором - нигде и никогда ничего подобного не говорят. Знаю, что организаторы IELTS сессий будут не восторге от этого текста, однако, правда - она дороже. Сейчас вы узнаете о том, как на самом деле надо действовать, если вы решили сдавать IELTS.

Сразу оговорюсь, что если вы вполне уверены, что с первого раза наберете нужные баллы, то дальше можете не читать. Просто на IELTS иногда приезжают кандидаты, которые долгое время жили в Великобритании или Австралии. Постоянно "купаясь" в языковой среде, и имея необходимость набрать "семерки" они могут не волноваться за результат.

Совсем другое дело, мы с вами, кто учит английский по книжкам, слушает передачи, смотрит фильмы без перевода, то есть прилагает просто бешеные усилия для того, чтобы дотянуться на экзамене до заветных баллов. Никто из нас не может сказать точно, что он обязательно получит нужный балл на экзамене. Есть только надежда на то, что вся подготовка была не зря и беспристрастные дяденьки (или тетеньки) экзаменаторы выставят то, что нам нужно, если, конечно, мы это заработаем.

Теперь сделаю небольшое отступление и приведу поучительнй пример. В феврале 2013 года я сдавал IELTS и получил в числе прочего 8.0 за Reading и 7.5 за Speaking и 7.0 за Listening. Тогда у меня еще не было золотой формулы удачного эссе, поэтому Writing был единственным модулем, в котором я не добрал до семеки полбалла.

Казалось бы, оценки достаточно высокие и в следующий раз уж точно все получится. Каково же было мое удивление, когда за следующий экзамен я не получил ни одной семерки, а самая высокая оценка была за Listening - 6.5, остальные шестерки.

Это как можно объяснить? Я что за две недели забыл английский ко всем чертям? Или я не тренировался, тратя на подготовку к экзамену минимум два часа ежедневно?

Может быть? Хорошо, тогда еще один пример.

В самый первый раз я получил 6.0 за модуль Speaking. И совсем недавно (через 3 года) получил ровно столько же. Это что? Получается, что все эти годы упорных тренировок пошли коту под хвост и мое блеяние в первый раз было оценено так же, как вполне связанный монолог в 15-й?

Вывод из этих результатов может быть только один: IELTS необъективен. Это разновидность лотереи. Никогда заранее не сможешь предугадать, как все пройдет. Иногда прихожу к выводу, что готовься - не готовься, результат от этого не зависит.

Правда, неожиданный вывод. Можете не верить. Но я именно так и думаю.

А теперь, вот что я сделал бы, если бы в 2009 году знал правду об IELTS.

Я бы зарегистрировался не на один, а сразу на три экзамена, идущих один за другим с интервалом в две недели. Конечно, это бы стоило денег, однако, если бы я в первый же раз набрал нужные баллы, то часть оставшихся денег можно было бы вернуть, а на остальное - наплевать: ведь цель достигнута!

Далее я начал бы усиленно - по нескольку часов в день - готовиться к первому экзамену. Надо было бы "выложиться" на полную, чтобы сдать с первого раза. Однако, я ни в коем случае не стал бы лепить на себя клеймо дебила, если бы в первый раз не достиг нужных баллов (а если бы достиг, то тоже не побежал бы покупать себе медаль отличника народного образования :).

Я начал бы готовиться к следующему экзамену. На подготовку было бы две недели - вполне достаточное время, чтобы поднабрать дополнительных знаний и "утоптать" то, что уже есть. Во второй раз я бы очень удивился, заметив, что текст на ридинге гораздо сложнее предыдущего, тема на райтинге вообще какая-то дурацкая, листенинг в целом такой же по сложности, а вот на спикинге я выступил более удачно.

Как раз к этому времени я получил бы оценки за первый экзамен. Если бы они были недостаточными, я начал бы заниматься с удвоеной энергией, но ни при каких обстоятельствах не стал бы "налегать" на тот модуль, по которому "провалился" более остальных. Надо тренировать все четыре навыка независимо от того, что, например, по ридигну получилась восьмерка (знаю по собственному опыту).

Третий экзамен был бы не таким пугающим. К этому моменту я бы уже знал, как он проходит, так что какая-то нервозность и неуверенность, которая так или иначе присутствует у всех новичков, уже не были бы важным отвлекающим фактором.

В третий раз я бы увидел, что текст на ридинге довольно простой, листенинг - примерно такой же, но в прошлый раз я уже получил нужный балл, так что и сейчас, скорее всего тоже получу не меньше, райтинг - вполне сносный, тем более, формула эссе уже отпечаталась в голове, а на спикинге частично попались те же вопросы, что уже и были (они правда часто повторяются).

По теории вероятности в один из этих трех попыток вы получаете достаточные баллы. Здесь срабатывают сразу несколько факторов.

  1. Вы уже знакомы с форматом и регламентом проведения экзамена. Уже имеете опыт, который никогда не мешает.
  2. Вы еще не "остыли" от предыдущей попытки и на этой волне вполне можете достигнуть более значительных успехов.
  3. Вы не расхолаживаетесь в своей подготовке и к моменту сдачи последнего из трех экзаменов имеете за спиной 6 недель непрерывной активной деятельности.

Конечно, если во всех трех попытках вы получаете гораздо более низкие баллы, чем вам требуется, это сигнал к тому, что вам надо еще поготовиться.

Но главная мысль, которую я пытался донести до вас, звучит так: один отдельно взятый экзамен IELTS ни в коем случае не даст вам объективной оценки вашего уровня владения английским. Возможно, это просто был не ваш день!

Что может повлиять на оценку на IELTS?

Разумеется, ваше знание английского и подготовленность к формату экзамена. Без этого, никакое счастливое стечение других обстоятельств не сделает вас обладателем нужных высоких баллов.

Ваше физическое состояние в день экзамена. Если вы не выспались как следует, чувствуете себя разбитым, то более чем вероятно, что ваши оценки будут ниже, чем если бы были в форме.

Сложность материалов этого конкретного экзамена. Я уже не раз писал о том, что на разных сессиях попадались материалы совершенно разной сложности. Например, на ридинге в третьей секции может быть текст об эволюции пишущих принадлежностей от гусиного пера до шариковой ручки, а в другой об особенностях "усыновления" животными детенышей других видов. То же самое можно сказать про остальные модули.

Состояние аудитории, в которой вы сдаете IELTS. В помещении может быть душно или холодно, на вас может светить солнце, парта может скрипеть и качаться. На модуле Listening может быть плохой звук (сам неоднократно сталкивался с тем, что в больших залах звук звучит гораздо хуже, чем в маленьких классных комнатах).

Наличие опыта предыдущей сдачи IELTS. Сами понимаете, что в первый раз вы переживаете гораздо больше, чем, скажем, в третий.

Вот такая, возможно, немного странная статья. Снова хотел бы повторить, что этот принцип можно не использовать, если вы хорошо знаете английский, знакомы с форматом экзамена и вам нужно набрать 5.0 по каждому модулю. Более чем уверен, что вы наберете их с первой же попытки (я, например, наберу шестерки прямо сию секунду безо всякой подготовки).

Однако, если задача стоит более грандиозная и вы не вполне уверены в успехе, попробуйте сыграть в эту лотерею. Возможно вам повезет и со второй-третьей попытки вы получите ожидаемый результат. Конечно, вы потратитесь, но ваша цель - она ведь стоит того?