В означенный день (2009 год) я прибыл в офис учебного центра, где был встречен вежливыми администраторами. Мне был вручен комплект учебников (ксерокопии оригинальных книг с дисками, тоже копиями). При этом за комплект учебников пришлось дополнительно заплатить еще 900 руб. Впечатление из-за ксерокопированных материалов вместо оригинальных было несколько подпорчено. Но, подумав, что это делается для удешевления курсов, я решил не обращать внимание на такие мелочи и не брюзжать по пустякам.
В группе я оказался cамый старший - основной контингент - бывшие и настоящие студенты иняза, которые изучали язык поболее меня и, следовательно, оказались более успешными учениками.
Опишу одно занятие, поскольку все они были довольно однотипные.
В 19.00 начинается занятие, но основной контингент подтягивается минут через 5-10 (старая добрая традиция). Всех сразу разделяют на пары, выдаются "топики" для модуля "speaking" и после минутной подготовки надо говорить одну-две минуты на заданную тему. Сначала говорит один в паре, потом другой.
Затем начинается "reading". То есть открываем учебник, находим заданный текст и читаем его. Суть в том, что надо не просто прочитать, а понять суть. В конце текста дан ряд вопросов. На них надо ответить. Причем, вопросы задаются совсем другими словами, часто используются синонимы, так что без понимания смысла текста на них не ответишь. После самостоятельного выполнения задания на чтение преподаватель зачитывает правильные ответы, которые надо сверить со своими.
Следующий модуль - "listening". Для меня это обычно бывало самым сложным. Включается магнитофон, там записаны диалоги. Надо слушать очень внимательно и по ходу прослушивания тоже отвечать на вопросы. По сути дела то же что и ридинг, но надо не читать, а слушать текст. После - снова проверка правильности ответов.
И, наконец, "writing". Опять таки дается тема и надо за отведенное время что-то по ней написать. Желательно внятное и последовательное. Как ни странно, это для меня был самый простой модуль. Написанное эссе сдается преподавателю и на следующее занятие возвращается с исправлениями и замечаниями.
Иногда данный порядок менялся, иногда были так называемые дискуссии. Это когда надо было всей группой, или малыми группами по 3-4 человека обсуждать что-то конкретное, например, проблему увлечения школьников компьютерами взамен занятий спортом.
Что я вынес с этих курсов, что понравилось и что не очень
Безусловно можно сказать, что курсы имели положительный результат.
Первое. В самом начале занятий на курсах я не очень понимал то, что говорит преподаватель (кстати, забыл сказать, на занятиях по-русски вообще не говорили). Просто сидел и пытался хоть что-то ухватить. Иногда терялся окончательно. К концу обучения я понимал все, что говорила преподаватель и другие слушатели. То есть, повысился уровень восприятия устной речи. Наверное, так случается, когда попадаешь в англоязычную среду. Там словарный запас сам собой пополняется. Так вот я через день попадал в такую среду на два часа и, оказывается, даже этого было достаточно, чтобы поднять уровень слухового восприятия.
Второе, я получил исчерпывающую информацию о формате самого экзамена (я потом Вам об этом расскажу) и примерно представлял как все будет проходить.
Кроме того, мне дали очень полезные ссылки на материалы для подготовки к IELTS. Они совершенно бесплатно скачиваются из интернет. Это книги для подготовки за прошлые годы. Там в каждой книге по 4 варианта каждого модуля для экзамена. Книг было около 10, так что было с чем поработать. Справелдивости ради могу сказать, что можно было бы найти и скачать все это и без посещения курсов.
Ну и наконец, знаете, как-то въелась в наше сознание эта проклятая "галочка". Вот, мол, записался на курсы, значит больше шансов успешно сдать. Некоторое самоуспокоение. Для многих людей это крайне важно. Особенно для не организованных и ленивых... то есть, извиняюсь, очень занятых :)
Что не понравилось
Во-первых: курсы начинались в семь вечера, а я работал до четырех. Получается, что и домой не поедешь (по пробкам в час-пик просто не успеть), и деваться некуда. Вот и сидел в своем учебном центре после занятий 3 раза в неделю по 3 часа. Времени, конечно, зря не терял, учил все этот же английский, но это гораздо удобнее делать дома. Конечно для тех, кто работает до шести вечера время начала занятий было очень подходящим. Мне же как всегда "повезло".
Во-вторых: занятия заканчивались в 21:00. Хорошо у кого дом недалеко, а у меня он на другом конце города (опять повезло :). Так что домой я попадал уже в одиннадцатом часу. А на следующее утро подъем в 5.50 и шагом марш на работу. Тяжеловато, но, ничего, справились.
В-третьих: я просто не успевал за темпом занятий и чувствовал себя несколько неуверенно. Представляю как я смотрелся: этакий дяденька, который все время тормозит :) Другие-то, кто давно занимается или в инязе учился, щебечут вообще без остановки. Так что сначала мне там было как-то не о себе. Потом вдруг аудитория выяснила, что я учу английский менее года (11 месяцев на тот момент). Как-то это случайно получилось, и тут все прониклись сочувствием, поскольку за год прогресс был на лицо. Здесь я, конечно, отчасти сам виноват, поспешил. Надо было поготовиться еще пол-годика, все было бы гораздо проще. Но вот решил я сдавать экзамен в апреле и ничего с этим не поделаешь. Еще хочу сказать, что у каждого человека своя скорость восприятия. На курсах комфортно себя чувствуют люди, которые схватывают все на лету. Я не могу причислить себя к их числу, отсюда и проблемы с пониманием.
Наконец, я всегда терялся, когда начинался спикинг. Там, как я уже писал, надо было в паре говорить в течение 1-2 минут на заданную тему. Все бы ничего, но в этой маленькой комнатке было от 4 до 7 пар. И все они говорили одновременно. А у меня такая странная особенность, когда кто-то другой говорит вместе со мной я, продолжая говорить, начинаю прислушиваться к тому, что именно говорит этот другой. Причем даже при разговоре на русском, а представьте, что было в такие моменты с моим английским. неловко даже вспоминать. При этом я в принципе говорил вполне на уровне (недаром на экзамене получил шестерку), но для этого мне требовалась полная тишина. Хотя, конечно, понимаю, что это не индивидуальные занятия, но вот эта гадкая ситуация очень сильно портила мне настроение.
В общем, каждый день, особенно по первому времени, я уходил с занятий с головной болью, иногда совершенно расстроенный, однако, как ни странно, мне ни разу не приходила в голову мысль о том, чтобы бросить всю эту затею с курсами. Все таки цель - великий двигатель. Постепенно мои результаты стали улучшаться, хотя, конечно, они были не такими как у других более продвинутых учеников, но все равно, перемены были заметны. Что именно сказалось, сейчас определить очень трудно. Ведь кроме "домашних заданий" я постоянно выполнял упражнения из загруженных из интернета материалов, постоянно смотрел видео, постоянно писал. Наверное все это, плюс курсы, дало заметный положительный результат.
Однако, если быть окончательно объективным, на курсы можно было бы и не ходить. И не потому, что они плохие. Просто, попади мне под руку материалы для подготовки раньше, и не послушай я авторитетные мнения репетиторов и других компетентных товарищей, я бы, скорее всего, подготовился сам. Почему?
Смотрите сами: три раза в неделю занятия по 2 часа плюс дорога туда-обратно 2.5 часа. Если бы сидеть дома то это 4.5 часа в день комфортной подготовки в экзамену по имеющимся материалам. Вы скажите, а как же спикинг? Отвечу - так нас же двое было (я и моя жена). Мы друг с другом разговаривали. Не факт, что правильно, однако долбили фразы дня, заучивали, разбирались, находили друг у друга ошибки, поправляли. Это не так эффективно, зато бесплатно, без ограничения во времени и в любой удобный момент.
Проблемнее с райтингом. Кто ж его будет проверять? Но и эта проблема решается. Договоритесь с каким-то преподавателем английского, чтобы он проверял Ваши эссе. Общайтесь по электронной почте, это не дорого и не отнимает много времени. А мы, так вообще делали по-другому. Писали, а потом друг у друга проверяли. Знаете, свои ошибки не замечаешь, зато уж чужие... :)
Итак, вывод
Для людей имеющих определенную цель и срок исполнения, организованных и целеустремленных ходить на курсы по подготовке к IELTS не так уж необходимо. Просто скачайте из интернета материалы для подготовки к IELTS (IELTS скачать бесплатно материалы), почитайте о том, как проходит IELTS ( я собираюсь это описать в подробностях далее) и готовьтесь самостоятельно. Это вполне реально. Другие товарищи (у которых нет способностей, которые очень заняты, которые ищут палочку-выручалочку или "английскую таблетку") - шагом марш на курсы. Там будет четкое расписание занятий, задания, сроки выполнения и "попробуй не сделать" - на следующий раз принесешь то, что пропустил, плюс новое задание.