Как подготовить материалы для сайта

как подготовить материалы для сайтаЕсли Вы решили заказать создание сайта стороннему разработчику, то будьте готовы, что от Вас потребуется предоставить материал для сайта.

Вообще на сайте можно размещать следующие вида материалов:

  • тексты
  • графику (фотографии, логотипы, схемы)
  • анимацию (flash-анимацию, gif-анимацию)
  • видеоклипы
  • звуковые файлы

В качестве внешних загружаемых можно предоставить презентации в формате Power Point, документы MS Word, таблицы MS Excel и другие виды документов в различных форматах.

Давайте разберем типичные ошибки, которые совершают заказчики, предоставляя материал для сайта. Надеюсь, осмысление этих ошибок поможет Вам более ответственно и качественно подготовить материал для сайта и, следовательно, получить готовый сайт быстрее и с меньшей нервотрепкой.

Ошибка 1. Заказчик сам не знает, что он хочет

Перед началом переговоров с исполнителем желательно определиться какой материал будет представлен на сайте, какие пункты будут в главном меню, какая цветовая гамма была бы желательна.

Без этого исполнителю будет очень трудно "угодить" Вам. Встречаются такие заказчики, которые любят говорить такие фразы: "Ну, Вы предложите нам несколько вариантов оформления, а мы посмотрим". В моей практике был заказчик, который забраковал 8 дизайн-проектов, но так и не сказал, что именно он хочет получить. Все время повторял фразу "Это не годится, давайте что-нибудь еще". Проект закончился тем, что я отказался быть бесплатной машиной по производству креативных идей и мы расстались.

Ошибка 2. Предоставление материала частями

Это настоящая проблема для разработчика. Фраза "Вот Вам пока небольшая порция материала, Вы пока начинайте, а мы позднее остальное пришлем" означает, что заказчик не выполнил свою часть работы, не подготовил весь материал. Результатом этой ошибки будет ситуация, когда заказчик будет бесконечно  отправлять исполнителю "новые варианты" главного меню, фотографий, текстов. Все это перемешивается со старым материалом, начинается путаница.

Это может продолжаться до бесконечности и, в конце концов, вызовет справедливое недовольство исполнителя и ответное неудовольстве заказчика. Ни к чему хорошему такие взаимоотношения, как правило, не приводят, и все потому, что материал не был собран целиком и предоставлен единым массивом.

Кстати, опытный разработчик не начинает выполнение заказа до тех пор, пока не получит письменное подтверждение, что присланный материал является окончательным и не будет меняться.

Ошибка 3. Безответственность в подборе материала

Очень часто такое встречается, когда материал готовит не один человек, а многие работники компании. Все люди очень занятые и иногда воспринимают задачу по предоставлению материала вштыки. В результате на диске с материалом появляются презентации Power Point, файлы от  MS Publisher и прочие экзотические форматы, включая даже PDF.

Если позвонить человеку, кто предоставил такой материал, и спросить его что с ним делать, то, скорее всего, можно получить такой ответ: "А что Вам еще нужно? Вот презентация, берите оттуда текст, вырезайте картинки и используйте все это на сайте".

Возникает естественный вопрос: кому это больше нужно, разработчику или заказчику? И может ли заказчик порицать разработчика за качество конечного продукта, если сам не дал себе труд предоставить нормальный материал?

Имейте в виду, что на 99% сайт состоит из текстов и картинок. Так вот и предоставьте тексты (в формате .doc) и картинки (.jpg или .gif). Никакой серьезный разработчик не будет "выковыривать" фотографии из презентаций. У него совсем другие задачи.

Ошибка 4. Пропадание заказчика

На моей практике достаточно часто встречаются заказчики, которые звонят, говорят, что им надо срочно сделать сайт. После того, как мы все обговорим, они пропадают на неделю-другую.

Потом снова звонят,  снова нужно срочно делать сайт. И снова пропадают.

А потом объявляются в самый неподходящий момент (когда разработчик занят другим проектом) и требуют делать сайт немедленно.

Приходится объяснять, что разработчик не может сидеть месяц-другой в ожидании того счастливого момента, когда заказчик объявится и соизволит предоставить материал и все остальное. Имейте в виду, хороший разработчик имеет много заказов и, если Вы договорились начать делать сайт завтра, значит будьте добры к этому времени предоставить все необходимое. Если нет, не обижайтесь, если разработчик возьмется за другой проект, а на Ваш времени уже не останется.

Ошибка 5. Платим за одно, а требуем другого

Это общепринятая тактика российского заказчика. Сначала заказать все по минимуму, обговорить минимальную цену, а потом постепенно, мелкими порциями, личными просьбами, начать раздувать проект до гораздо более внушительных размеров.

Разработчик вначале, как правило, идет на уступки, но потом, когда заказчик "вспоминает", что надо бы еще и flash-заставку сделать, и еще пару совершенно необходимых разделов добавить, и видеоинтервью включить, приходится упоминать о том, что стоимость проекта не настолько велика, чтобы выполнить все эти требования.

Заказчик в результате демонстрирует обиду и может вообще исчезнуть, а проект останется в полуготовом состоянии.

Здесь нам надо кое-что перенять от иностранных заказчиков. Там всегда имеется четкая структура будущего проекта, требования к оформлению, цветовой гамме, есть весь материал по списку, разложенный по папкам в соответствии со структурой.

Выполнять такие проекты - одно удовольствие! На создание сайта иногда уходит всего один день.

Российские заказчики редко заказывают так ответственно, зато требовать... это они умеют на 100%.


В заключении этой эмоциональной статьи хотел бы выразить одну мысль. Сайт - это совместное творение заказчика и исполнителя. Выбрать хорошего исполнителя непросто. Они очень занятые люди и просят за свою работу немало.

Однако найти и уговорить хорошего исполнителя, это только половина успеха. Каков бы ни был исполнитель, но если у него в руках безответственно подобранный, бездарно собранный материал, сайт получится скудный, блеклы. Ничего кроме омерзения он вызывать не будет, причем не только у заказчика, но и у исполнителя.

У меня тоже есть сайты, которые я сделал, но никогда никому не покажу. Это уродцы, в появлении которых в наибольшей степени виноват именно заказчик. Нельзя сделать хороший популярный сайт из трех страниц текста и двух с половиной плохих фотографий.

Господа заказчики! Давайте прекратим плодить уродцев в интернете. Пусть сайт - лицо Вашей фирмы - будет привлекательным, чтобы Вы могли с гордостью показывать его своим знакомым. Во многом это зависит от Вас!