Готовые сайты, сделанные в рамках проекта

proverilnasebe.com
newfam.ru
mark.kashkanov.com
za-prazdnik.ru
lkbu.ru
mshkola-2011.ru
medcadik.ru
polianinyury.ru
и многие другие...

Работа со звуком

             Для начала договоримся, что будем использовать в своих проектах звуковые файлы только типов трех WAV и MP3, WMA. С точки зрения качества – WAV вне конкуренции. Файлы такого типа получаются при конвертации CD-audio треков или при записи звука через микрофон. Этот несжатый звуковой формат занимает на диске достаточно много места. Например, трехминутная стереозапись с частотой дискретизации 44100 герц занимает на диске около 30Mb.

            Все остальные форматы, которые сейчас применяются для более компактного хранения звуковых файлов предполагают применение определенного алгоритма сжатия исходного WAV, например, в MP3. При сжатии в этот формат из исходного звукового файла удаляется информация, которая в силу природы человеческого слуха играет незначительную роль в формировании звукового потока. При этом слышится вроде бы та же музыка, но файл занимает на диске гораздо меньше места. При сжатии в MP3 также можно задать плотность потока данных, так называемый битрейт. Наиболее часто встречаются MP3 файлы с битрейтом 128kb\s, то есть 128 килобит в секунду. При таком сжатии аудиоданных 1 минута звука соответствует 960 килобайтам на диске, следовательно, та же композиция, которая в формате WAV занимала на диске 30Mb, сжатая в формат MP3, будет занимать всего 2,9 Mb. Качество при этом чуть хуже, чем у исходника, но эту разницу можно услышать только при наличии хорошего слуха и при отсутствии посторонних шумов. Для большинства неискушенных в музыки людей качество практически неотличимо.

            Правда, если задать битрейт 160, 192, 256 kb\s, то качество становится еще более близким к качеству оригинала, но при этом и объем файла увеличивается.

            К чему все это? Если мы делаем простой тренировочный клип, или фильм для домашнего архива, вполне можно использовать музыку в формате MP3 (при этом Adobe Premier при монтаже будет слегка «подтормаживать», относительно случая, если бы использовался WAV). Если же у нас заказ на дорогой коммерческий фильм, то, возможно, потребуется приобрести CD-audio диски (обычные, которые воспроизводятся всеми музыкальными центрами) и взять звуковые дорожки с них. (Здесь и далее закон об авторском и смежных правах во внимание не принимается. Нам интересна только технология производства).

            Теперь рассмотрим возможности настройки звука,  которые мы получаем сразу, как только поместим звуковой фрагмент на Timeline:

 

 

Кнопка для дополнительных настроек параметров звука. 

            Обратите внимание на треугольничек, находящийся в левой части дорожки Audio1, левее одноименной надписи. В обычном состоянии он повернут вправо, аудиодорожка узенькая и малоинформативная. Но если по нему щелкнуть, он поворачивается вниз, открывая не только графическое представление аудиопотока, но и некоторые возможности по изменению параметров звука.

            Взгляните на красную линию, которая идет по центру графика. Это уровень громкости. В самом начале линии находится красный квадратик, переместив который выше или ниже можно увеличить или уменьшить громкость звука от этой точки и до следующей (-щих). В нашем случае следующей точкой будет самый конец звукового файла. Но это не означает, что мы будем иметь возможность регулировать громкость только в начале и конце звукового фрагмента. Активные точки могут легко быть установлены в любом месте. Вот маленький пример:

 

Adobe Premiere/ Работа со звуком 

Постепенное нарастание громкости. 

            Чтобы добавить точку просто укажите на красную линию в нужном месте и щелкните левой клавишей. Точка появляется. После этого можно управлять громкостью в каждой конкретной точке. На рисунке  выше показано, как в первый момент звук не слышен, а к концу второй секунды его громкость постепенно становится нормальной.

            Сразу нужно научиться удалять ненужные или случайно установленные точки: для этого возьмем точку и выведем ее вниз за пределы зеленого поля аудиодорожки, отпустим мышь: точка удалена.

            Вот вариант, когда нужно на время приглушить музыку, чтобы она не заглушала голос диктора:

 

Adobe Premiere. Работа со звуком 

Согласовние громкости фрагментов. 

            Громкость верхней дорожки понижена, повышается громкость второй, причем музыка продолжает играть, но уже как бы на заднем плане. Когда голос диктора заканчивается, громкость музыки восстанавливается до исходного значения.

            Остается только добавит, что точки можно перемещать не только по вертикали, но и по горизонтали, меняя время их активизации.

 

            Теперь поговорим о каналах: левом и правом. Иногда требуется, чтобы какой-то из звуков временно переместился влево или вправо. Например, слева направо в кадре проехала машина. Можно сделать так, чтобы вначале звук был в левой колонке, а в конце - в правой. Обратите внимание на две маленьких кнопки под надписью Audio1:

 

Adobe Premiere. Работа со звуком 

Громкость/баланс. 

            Нажатая красная – регулировка уровня громкости, нажмите синюю – получите возможность панорамной регулировки.

 

 Adobe Premiere. Работа со звуком

Баланс изменен. 

            Если выполнена такая регулировка, как на рисунке 66, то звук сначала появится в левом канале, а потом плавно перейдет в правый. Для более резкого перехода придется использовать дополнительные точки. При этом регулировка расположения источника звука, разумеется, не отменяет настроек громкости.

 

            Теперь давайте посмотрим, как сделать плавную стыковку звуковых фрагментов. Если склеить их встык, то произойдет слишком явное изменение звука при демонстрации. Лучший результат получается, если установить звуковые файлы на разные дорожки с небольшим перехлестом. Затем настроить затухание звука в предыдущем и возрастание в последующем звуковом фрагменте:

 

Adobe Premiere. Работа со звуком

Плавная стыковка звуковых фрагментов. 

            Конечно, это можно сделать и вручную, но предусмотрен автоматический вариант такого согласования: звуковые фрагменты размещаются так, как показано на рисунке 67, затем нужно выбрать инструмент Cross Fade Tool:

 

Adobe Premiere. Работа со звуком

Инструмент Cross fade tool. 

затем нужно щелкнуть левой клавишей мыши сначала по одному, а потом по второму звуковому фрагменту. Согласование произойдет автоматически.

           

            Это были самые простые настройки, которые достаточно часто используются для устранения мелких проблем. Более серьезные выполняются уже через меню.

           

            Укажем на звуковой фрагмент, размещенный на Timeline, щелкнем правой клавишей мыши, в контекстном меню выберем Audio Options.

            Разберем каждый пункт подменю.

            Audio Gain (усиление звука). При выборе этого пункта появляется окно, где в поле Gain Value можно установить процент от исходной громкости звука. Эта настройка действует на весь звуковой фрагмент. Кнопка Smart Gain приводит к выравниванию громкости с учетом оптимальной громкости (которую программа знает). Если для всех фрагментов выполнена эта функция, уровень громкости для них подбирается так, чтобы не было явных провалов или «выпирания» громкости в каком-либо фрагменте. Есть смысл использовать эту возможность, если в Вашем фильме много различных звуковых фрагментов.

            Duplicate Left, Duplicate Right. Настройки позволяющие решить проблему с провалом громкости в одном канале. Иногда возникают ситуации (особенно часто при работе с микрофоном), что звук записан только в одном канале. Для дублирования звука из одного канала в другой и выбираются данные пункты: для дублирования левого канала в правый Duplicate Left, и, соответственно, из правого в левый - Duplicate Right

            Mute Left, Mute Right – соответственно для глушения левого и правого канала. Применяется если в каком-то из каналов имеются помехи.

            Swap Channels – поменять каналы местами. Иногда требуется, если при вводе звука в компьютер перепутали разъемы левого канала и правого.

             Еще более интересные и полезные эффекты можно получить при помощи аудиофильтров. 

 

Аудиоэффекты

 

            Применяются если нужно исправить какой-либо дефект звукового файла, или придать особый художественный эффект. Для того чтобы панель эффектов показалась на экране, войдем в пункт Window главного меню и выберем Show Audio Effects.

            Все эффекты в этом окне разделены по типам.    Разберем некоторые из них на примерах.

            Папка EQ, эффект Bass & Treble.

            Данный эффект позволяет изменять тембровую характеристику звука. Подобно тому, как на музыкальном центре мы можем «добавить басов», или уменьшить «верхи». Укажите на эффект маркером мыши, нажмите и удерживайте левую клавишу мыши и перенесите эффект прямо на звуковой файл, находящийся на Timeline. Сразу после этого на экране появляется окно управление эффектом. Попробуйте изменить положение движков Bass (низкие звуковые частоты) и Treble (высокие частоты). Потом нажмите кнопку Play в окне Monitor. Остановите воспроизведение и, изменяя эти параметры, добейтесь наилучшего (на слух) звучания.

            Важное замечание, касающееся этого и всех последующих фильтров! Программа может применить эти настройки ко всему звуковому фрагменту. С другой стороны можно изменить параметры только для какой-то отдельной части фрагмента.


            Если здесь установить галочку, то программа будет делать настройку только для той точки, на которой в этот момент стоит временнОй маркер. Допустим, нам нужно сделать так, чтобы в какой-то момент воспроизведения фрагмента сильно повысился уровень низких частот (Bass).

            Проделаем процедуру вместе.

·        установим временной маркер на Timeline так, чтобы он указывал на самый первый кадр звукового фрагмента (для звуковых фрагментов слово «кадр» не совсем подходящее, но этот термин в программе означает минимальную единицу измерения длительности фрагментов вообще и звуковых в частности),

·        кнопками Frame Forward и Frame Back в окне Monitor (они находятся левее кнопки Stop) установить маркер более точно. Проверить точность можно по счетчику, находящемуся в самом верху окна управления эффектами.

·        установите вышеуказанную галочку,

·        установите значения параметров Bass и Treble равными 0,0 для начала фрагмента,

·        переместите временной маркер на Timeline в то место, с которого должно начаться повышение уровня басов,

·        сместите движок Bass или Treble от нулевого положения, и тут же верните его на место. Таким образом мы указали программе, что в данной активной точке уровень данных параметров так же равен нулю.

·        переместите временной маркер на Timeline в то место, где уровень басов должен быть максимальным,

·        увеличьте параметр Bass в окне управления эффектом до максимума

·        переместите временной маркер на Timeline в то место, где уровень басов снова должен быть обычным,

·        установите значение параметра Bass в положение «0»,

·        переместите временной маркер в самый последний кадр звукового фрагмента, сдвиньте параметр Bass или Treble с нулевой отметки, а потом верните назад, чтобы обозначить активную точку.

 

            Теперь можете прослушать, что получилось. Вообще, несмотря на сложность описания, данная настройка достаточно проста в освоении и позволяет творить чудеса. Она может использоваться не только в настройке аудиоэффектов, но и с видеоэффектами. Процедура будет такой же.

             Сейчас – самостоятельная работа. Попробуйте действие фильтров. Начните с  Equalize, Echo, Reverb, Compressor/Expander и т.д. Только не забывайте удалять уже ненужный эффект, чтобы они не мешали друг другу. 

            Прежде чем перейти к следующей очень интересной теме нам осталось поговорить о случае, когда в проекте используются звуковые файлы с разной частотой дискретизации. Не хотелось бы сейчас вдаваться в суть этого понятия, скажу только следующее:

  • 48000 Гц – частота дискретизации звука, получаемого с цифровой камеры,

  • 44100 Гц - частота дискретизации звука, получаемого при конвертации CD-audio дорожки в WAV-файл

            Это варианты, дающее наиболее качественный звук.

            На практике могут встретиться готовые звуковые файлы, оцифрованные с частотой 32000 Гц, 22050 Гц, 11025 Гц, 8000 Гц, 5000 Гц. Здесь зависимость такая: чем ниже частота дискретизации, тем ниже качество звука и наоборот.

            Например, звук, оцифрованный с частотой 22050 Гц по качеству сопоставим со звуком с кассетного магнитофона, 11025 Гц – с радиотрансляционной сетью.

            Поэтому мы будем стараться использовать в наших проектах звук с частотами 48000 Гц и 44100 Гц.

            Однако даже если мы будем использовать в проекте только эти качественные варианты, все равно возникает некоторая проблема. Забегая немного вперед, скажу, что при настройке вывода готового фильма с Timeline в видеофайл на диске мы будем обязаны определить частоту дискретизации звука, которую нужно получить в этом файле. Если у нас в проекте используется звук с частотой только 44100 Гц, мы установим для вывода эту частоту и не будем иметь проблем. Однако если в проекте использовался и звук с видеокамеры (48000Гц) и дорожки с аудио компакт диска (44100Гц) мы оказываемся в затруднительном положении. Какую частоту выбрать? Если мы выберем 48000 Гц – звук с видеокамеры будет воспроизведен отлично, а с аудиодиска будет немного «зудеть». Если выбрать 44100 Гц – все будет наоборот. Иначе говоря, все аудиофрагменты проекта, имеющие частоту дискретизации, отличную от выходной – будут звучать плохо.

            Для решения этой проблемы нужно сделать следующее: войдем в пункт Project главного меню и выберем подпункт Project Settings, в выпадающем меню выберем Audio.

 

Adobe Premiere. Работа со звуком

Конвертация частоты. 

            Вообще, это окно мы увидим снова, когда будем готовить к выводу в финальный видеофайл. Тогда я еще раз намекну Вам про эти настройки, а сейчас: в окошке Rate выберем 48000 Hz., в окошке Enhance Rate Conversion выберем Best. Это приведет к тому, что при просчете нашего фильма частота всех звуков, используемых в проекте будет приведена к 48000 Гц. Правда, пересчет частоты занимает процессорное время, но не настолько длительное, чтобы существенно замедлить просчет фильма. Нажмем Ok.