Почему стоит снимать в RAW
Paul Cowan (перевод Д.Кашканова)
Каждому фотографу знакома эта ситуация: композиция смотрится в видоискателе прекрасно, цвета живые, все просто отлично... Потом, когда мы приходим домой, скачиваем файлы в компьютер и просматриваем их в полном размере, единственное чувство, которое нас посещает, это разочаровниие. Это случалось со мной постоянно в 2005 году, когда я всерьез занялся фотосъемками.
Это началось во время путешествия в "Город красных роз", где я практиковался в фотосъемке местных достопримечательностей. У меня был гид, билет на самолет и Canon 300D с 17-55 мм китовым объективом.
Скалы сверкали в лучах солнца всеми оттенками розового, красного и золотого цветов когда наш конный кабриолет мчался по горной дороге. Никогда ранее я не видел таких прекрасных пейзажей.
Я вытащил камеру из сумки и начал прицеливаться еще когда мы ехали по дороге. Я подумал, как оказалось не вполне благоразумно, что этот хороший пустынный свет при чувствительности 100ASA может дать мне достаточную скорость затвора чтобы снимать прямо в движении. Конечно, я ошибался и многие фотоснимки были просто смазаны.
Но это была не самая большая проблема, по крайней мере так оказалось потом.
Я не был новичком в фотографии (снимаю с семи лет), и цифровая фототехника была для меня тоже не новинкой (до Canon 300d e меня были месколько цифровиков). Однако более простые модели не имели достаточно возможностей по сравнению с 300D. Без реального понимания этого я продолжал снимать всецело полагаясь на автоматические настройки, в том числе и баланса белого. Я не заметил, что моя камера борется с причудливыми цветами "Города красных роз". Это было невозможно установить правильный баланс. В довершении можно было просто вставить в обычную камеру пленту для дневного света и действовать без проблем. Если бы я подумал об этом, я бы заметил что переключатель баланса белого, установленный в положение "солнечный свет" дал бы отличный результат, но я был не придал этому особого значения.
Я знал про то, что ограниченный динамический диапазон матрицы был причиной проблемы проработки теней и ярко освещенных участков. Однако в жестком пустынном свете мало чего можно было сделать кроме, может быть, установки экспозиции для проработки средних тонов и попыток избежать полного пересвета неба.
Таким образом все пошло не так. Когда я вернулся домой я обнаружил что "Город красных роз" превратился в угрюмо-коричневый мавзолей. Фантастический каньон, который выглядел как вход в Пещеру Аладдина, был совершенно обесцвечен, подавлен почти белым небом.
Но было нечто такое, что давало надежду на исправление ситуации - я снимал в RAW + JPEG.
Прошло много лет.
С того дня мои знания и навыки по обработке фотоизображений улучшились если не значительно, то вполне заметно. Ко мне пришло понимание как работает баланс белого и, совсем недавно, развеялась таинственность того, как используя всего одно изображение в формате RAW получить высокодинамичный снимок с мельчайшей проработкой всех деталей, едва видимых на оригинале, и точной передачей цветов. Со временем я вернулся к тем снимкам в формате RAW и посмотрел, что с ними можно сделать.
Всего несколько кликов мыши и розовый город перестал быть всего лишь грязным факсом. Привнесение в него новых ярких цветов было бы невозможно без фотоснимка в RAW. Он был исправлен путем создания трух разных файлов из одного оригинала - первый - хорошо проэкспонированное небо, другой - утесы и третий - тени. Потом они были объединены при помощи слоев-масок. Это заняло менее часа - сделать фото, которым можно гордиться.
Многие снимки сделанные во время того путешествия, принесли мне хорошие дивиденды.
Еще один снимок сделан в то же лето во время путешествия на остров Санторини. Теплая вода Средиземного моря играла волнами и гарантировала замечательный закат солнца. Розовый цветовой тон, известный как пояс Венеры, растянулся по всему горизонту и был хорошо виден с этого очень популярного места для наблюдения закатов над главным городом острова.
Вот снова этот ошеломляющее зрелище, когда свет мерцает на белом городе столь контрастирующем с темным вулканическим конусом позади него. Но всета было мало и фотографии получились плоскими, как в каньоне. И снова обработка файла, снятого в формате RAW позволило мне спасти фотографию, осветлив строения в городе в одном случае и сгустив краски заката в другом. Слияние файлов вместе дало, как мне кажется, отличную выразительность сцены
Вспомните, рекламисты - как и люди, покупающие фотографии, хотят купить фотографии, которые находятся в правой части данной страницы, фото, изображающие контрастные сцены.
Эта технология не только восстанавливает фотографии, приближая их к естественному виду, и делающие их более объемными. Есть много мест, где яркий солнечный свет, белые стены домов и голубое небо с одной стороны создают черные тени, а с другой - пересвечивают небо, делая сложной задачу получения хорошего фото. Но, соединив две-три фотографии, полученные из RAW-оригинала, Вы внезапно получаете превосходное качество из страшного исходника.
Мораль этой истории проста: это отличная идея подстраховаться и в сложных случаях снимать в RAW вместо JPEG, или снимать оба вместе, как я теперь делаю. Конечно, это хорошо не в любом случае, например, когда Вы снимаете спортивное состязание, делая серийную съемку, или, например, Вы имеете ограниченную по объему флеш-карту. Нов большинстве случаев, RAW очень помогает в постобработке фотографий давая широкие возможности выбора.
Вы можете не знать, для чего это делать сейчас, и в будущем Вы не обязаны обработать все фотографии, снятые в RAW? но при наличия терпения Вы сможете заметить, что наличие RAW файлов дает Вам открытые возможности, о которых Вы даже не подозревали ранее.
Я знаю, некоторые люди являются приверженцами формата JPEG, и я так поступал ранее. Я использовал JPEG оригиналы гораздо более часто, чем RAW, но иногда возможность спасти, восстановить изображение стоят того, чтобы обратить внимание на этот формат и сделать его обычным для себя. Ведь снимая в RAW Вы ничего не теряете, кроме. может быть, дискового пространства. Снимая в JPEG Вы можете потерять гораздо больше.
В своей фотокамере Вы имеете встроенную "страховку" для Ваших снимков. Она бесплатна. Почему бы ей не восользоваться?