Я не хочу Вас расстраивать! Правда! Было бы гораздо приятнее написать здесь, что вы обязательно сдадите IELTS на те баллы, которые вам нужны. Вам, наверное, тоже было бы приятно это прочитать. Но я не репетитор, а практик. Имея опыт 19 попыток сдачи IELTS, я знаю, что иногда результат экзамена (наберу или не наберу нужный балл) можно предугадать просто взглянув на помещение, где будет проходить экзамен, и найдя в нем свое место. В этой статье речь пойдет исключительно о сдаче модуля Listening. Иногда просто войдя в зал я сразу с горечью понимал - не наберу!
После такого вступления, думаю, большая половина читателей сразу закроет мой сайт, посчитав его бреднями, а меня самого тупицей, который только и может, что лить негатив. Знаю. Мне такие письма уже приходили. Но если вы дочитали до этого места, то сейчас вы узнаете ценнейшую информацию о том, как можно повлиять на свою оценку за модуль Listening. Вы же хотите сдать его как можно более удачно? Тогда поехали!
Для начала давайте выясним, от чего вообще зависит оценка за модуль Listening. Наверное, самое первое и главное условие получения наивысшего возможного балла, это все же владение английским и натренированная способность воспринимать речь на слух. Если этого навыка нет или он недостаточно отработан, то никакие волшебные рецепты не помогут. И напротив, если вы прекрасно слышите английскую речь, успеваете "на лету" осмыслить ее, то никакие препятствия... ну, почти никакие, не смогут помешать вам.
Например, представьте себе, что вы слушаете фрагмент текста на своем родном языке и при этом сидите на табуретке с двумя ножками вместо четырех, на вас через окно светит яркое солнце, за стеной кто-то орет благим матом, а за другой стеной кто-то сверлит дыры в стене. Думаю, даже в этих невыносимых условиях вы выступите вполне успешно.
В аудитории, где проходит IELTS вам будут созданы практически идеальные условия по сравнению с теми, что я описал выше.
Правда однажды был случай, о котором я всегда вспоминаю с улыбкой. Это случилось, когда я сдавал экзамен второй раз и был еще неопытным до смерти перепуганным кандидатом. Помнится помещения для экзамена тогда арендовали в обычной общеобразовательной московской школе. Не смотря на то, что была суббота, в соседнем классе шел урок математики. Так вот учительница, объясняя новую тему ученикам, глаголила так громко, что мы слышали ее объяснение чуть ли не лучше, чем тексты модуля Listening из магнитофона. Однажды, когда учительница достигла пика своего объяснения, наша аудитория даже прыснула со смеху не смотря на драматизм ситуации. В тот раз я получил за Listening 5.5.
Теперь, с высоты своего опыта, я понимаю, что успех аудирования зависит не только от ваших знаний. Согласитесь, что английским мы с вами, за редким исключением, владеем все же несколько хуже нейтивов. Поэтому любой внешний фактор может сыграть с нами злую шутку.
Одним из таких факторов является размер аудитории и количество колонок.
Сразу скажу вот что: если вы обнаруживаете, что аудирование будет происходить в небольшой комнате, а в качестве звучащего устройства будет выступать небольшой переносной магнитофон с маленькими динамиками - радуйтесь! Радуйтесь во весь рост, поскольку в таких условиях получить высокий балл можно с большей вероятностью. В этом случае даже не важно, где вы будете сидеть - прямо перед магнитофоном или "на последней парте". Звук в любом случае будет достойным, даже не смотря на маленькие динамики.
А вот если вы видите перед собой огромный зал и несколько колонок по углам - трепещите. Ибо здесь вам начинают мешать законы физики.
Когда я сдавал IELTS в третий или четвертый раз, обнаружилось, что сдача будет происходить в огромном зале в каком-то институте. Увидев две большие колонки, я обрадовался (глупый). Подумал - вот сейчас звук будет просто превосходный и я смогу все услышать и набрать нужный балл.
Однако эта эйфория моментально улетучилась, когда началось воспроизведение диска.
Чтобы понять проблему вспомните пожалуйста ситуацию, когда вы были на железнодорожном вокзале и слышали объявление о прибытии и отправлении поездов по радио.
Чтобы "везде было слышно" репродукторы там стоят в разных местах. И может быть вы замечали, что от разных источников один и тот же звук приходит к вам в разное время? Есть некоторое запаздывание того звука, который приходит от более дальнего к вам источника.
Если вы не обращали на это внимание, проведите следующий опыт: возьмите видеокамеру, найдите какое-нибудь обширное пустынное место (подойдет школьный стадион), включите видеокамеру на запись, направьте ее на другой конец поля, сами отойдите как можно дальше (но оставайтесь в поле зрения). Потом начинайте прыгать. Причем постарайтесь при приземлении топать как можно громче. Сделайте несколько одиночных прыжков, затем забирайте камеры и отправляйтесь домой (не забудьте выключить :))
Дома посмотрите отснятый материал и обратите внимание, что момент вашего касания земли после прыжка и звук этого касания происходят в разное время. То есть сначала вы видите, ка топнули ногой в полной тишине, а только через какой-то промежуток времени вы слышите звук.
Если неохота этим заниматься, то вспомните как вы наблюдали салют: сначала вы видите вспышку, а потом, иногда через несколько секунд, приходит звук. То же самое происходит в грозу: сначала молния, а потом гром.
Почему? Ну, вы наверное знаете, что звук и свет распространяются в пространстве с разной скоростью. Скорость света (в вакууме) - примерно 300 000 километров в секунду. Поэтому события, происходящие перед нашими глазами на земле, мы видим практически в то же самое время, когда они происходят. Здесь уместно сказать, что если на Луне произойдет какой-нибудь взрыв, мы увидим это только через секунду с реального момента взрыва. Если Солнце взорвется, мы узнаем об этом только через 8 минут. А свет от далеких галактик вообще идет по несколько тысяч лет. У астрономов даже есть специальная единица расстояния - световой год: это то расстояние, которое проходит свет за год. Знаете, сколько это в километрах?
300 000 километров в секунду х 60 секунд х 60 минут х 24 часа х 365 дней в году = 9 760 800 000 000 км
А вот со звуком дело обстоит куда более прозаично. Скорость звука 331 метр в секунду. И вот именно в этой "черепашьей" скорости и кроется главная причина того, что один и тот же звук из двух репродукторов на вокзале приходит с тем большей разницей во времени, чем больше разница расстояний от вас до каждого репродуктора. Если вы стоите у одного репродуктора, а до другого - 331 метр, то звук от него придет с задержкой в одну секунду.
В лекционном зале института, конечно нет таких расстояний, однако и имеющихся достаточно, чтобы создать "размытый во времени звук".
Более того, на вокзале звук от репродукторов просто растворяется в пространстве, а в конференц-зале он начинает отражаться от стен, потолка, обшитых модными сейчас металлическими панелями.
Вот и получается, что вы слышите не четкий звук из одного источника, а размазанную во времени звуковую картину.
В небольшом помещении эти отражения не столь существенны. А вот в зале...
Что делать?
В большинстве случаев ничего. Ваш desk-label уже приклеен к определенному столу. Это выглядит как приговор. Если ваше место находится в середине зала на примерно равном удалении от колонок, то делать вообше ничего не нужно. Это неплохое место. Вы везунчик и баловень судьбы. Мне, например, такого никогда не доставалось.
Но если вас "загнали в угол" или вы сидите прямо перед одним динамиком в то время как второй "теряется где-то в дымке у горизонта" необходимо срочно сделать следующее.
Непосредственно перед началом экзамена посмотрите, нет ли свободных мест в середине зала. Знаете, бывают такие кандидаты, которые регистрируются, платят, но на экзамен не приходят. Если вы обнаружили такое место, немедленно поднимите руку и попросите разрешения пересесть. К черту стеснительность! Здесь речь идет не только о вашей оценке за экзамен, но, может быть, о всей дальнейшей судьбе! Кроме того, желающих занять призовые места (особенно после выхода этой статьи) и без вас будет предостаточно.
Пересядьте при малейшей возможности, выбирайте такое место, чтобы до обоих динамиков (или до всех четырех, находящихся в углах) было более иль менее одинаковое расстояние. Просто иногда свободных мест бывает несколько. Главное - занять лучшее из них!
Если свободных мест нет, то вы уже ничего не сделаете. Но не расстраивайтесь заранее.
Иногда бывают такие простые листенинги, что просто сидишь и играючи вписываешь правильные ответы. Даже не верится, что все так просто!
Так что - соберитесь, не волнуйтесь, надейтесь на лучшее. Знаете, чудеса - они иногда случаются. Желаю Вам такого маленького чуда на экзамене!