Самостоятельная подготовка к IELTS. Пример удачной идеи, которая сработает

идея самостоятельной подготовки к IELTSПродолжаю знакомить вас со способами самостоятельной подготовки к IELTS. Идея, которую я собираюсь совершенно бесплатно подарить вам в этой статье, более всего пригодится, если вы испытываете проблемы с модулями Reading и Listening. Говорят, все гениальное просто. Моя новая идея действительно очень проста, но она, в отличие от многих других, не "лежит на поверхности". Она пришла ко мне как результат опыта во время создания 60-дневного курса подготовки к IELTS (вы знаете о нем?). Это очень необычный подход, пример нестандартного решения. Вы будете удивлены. Но если вы его попробуете, уверен, со временем увидите достойный результат.

Для начала давайте разберем, почему мы вообще испытываем проблемы, например, с Reading. К слову сказать, для меня это самый простой модуль, за который я в свое время получил 8.0. Однако, как показывает практика, многие кандидаты испытывают главные проблемы именно с ним.

Почему это происходит? По моему субъективному мнению есть такие категории людей, которые вообще испытывают проблемы с чтением. Даже на родном языке. Далеко за примерами не пойду - я и сам в некоторой степени отношусь к таким людям. Я не умею "сканировать" текст по диагонали, понимая его полностью. Мне надо прочитать текст с такой скоростью, с которой я читаю вслух (может быть лишь чуть быстрее). То есть я мысленно проговариваю каждое слово, даже когда читаю по-русски. Сами понимаете, что в этом случае скорость чтения заметно меньше, чем если бы просто "сканировать". 

Когда я начал изучать английский (а это случилось в мае 2008 года), то скорость моего чтения была просто черепашьей. Особенно меня убивала необходимость читать вслух. Этого требовала от нас наша преподавательница, когда мы первый раз записались на курсы английского. Помню, после прочтения надо было обсуждать текст, а я вообще не помнил, о чем он был, поскольку главные усилия были сосредоточены на опознании слов, попытках вспомнить, как их правильно произносить и, собственно, произнесении. Единственной отрадой была мысль о том, что на IELTS не придется читать вслух.

Зато на IELTS Reading есть другая "засада" - временной лимит. Читай как хочешь, хоть по слогам, хоть "сканируй", хоть собравшись в комок нервов, хоть вальяжно развалившись за партой, но через час будь добр сдать лист с ответами, причем желательно правильными.

Самый первый и классический совет тем, кто испытывает трудности с чтением - больше читать. Это многие знают и применяют. Но вот как именно читать английские тексты? Свою воcьмерку за Reading я тупо натренировал, читая Википедию, новости BBC и фантастические рассказы Роберта Шекли. Естественно задействовал и другие источники, но лишь побочно.

Однако, когда я начал работать над своим курсом подготовки к IELTS, который, кстати, сейчас пользуется большой популярностью, я вдруг открыл новый, ранее неизвестный мне способ подготовки к IELTS. Оказывается отвечать на вопросы к тексту - это просто ерунда по сравнению с тем, чтобы самому формулировать их.

Ведь как устроен мой курс в плане подготовки к IELTS Reading? Есть некий текст из первоисточника и к нему - десяток вопросов. Все как на настоящем экзамене. А откуда, вы считаете, взялись эти вопросы? Правильно - я их сам придумывал. Каждое утро садился и начинал работать с очередным текстом и аудиоподкастом.

Так вот оказалось, что придумать вопрос по тексту при всей кажущейся простоте гораздо сложнее, чем ответить на него. Чтобы придумать вопрос нужно гораздо более глубокое осмысление текста. Тут уж не "посканируешь". Приходилось прочитывать абзац, в котором есть потенциальный ответ, досконально определяясь с его смыслом. Скорость чтения падала в десятки раз, но глубина его понимания значительно повышалась.

Особенно катастрофически сложно было придумывать вопросы, ответом на которые является Not Given. Я тоже сначала думал, что это просто. Но со временем понял как заблуждался.

Не верите: попробуйте взять любой текст из той же Википедии и придумайте к нему десяток вопросов. Сначала сформулируйте их на своем родном языке, а потом переведите на английский. Только перед началом засеките время и потом посмотрите, сколько у вас займет выполнение этого "простого" задания. Если вы будете делать это ежедневно, то со временем заметите, что читаете текст не просто пробегая глазами по строчкам (и не понимая больше половины смысла, хотя все слова знакомы), а начинаете действовать более осознанно, хоть и более медленно.

А потом придет еще одно прозрение: вы научитесь понимать логику построения вопросов, что здорово поможет вам отвечать на экзамене. Вы будете при прочтении сразу выделять в тексте те сведения, которые потенциально могут быть ответами на вопросы! Вот оно!!!

ВЫ НАУЧИТЕСЬ ВЫДЕЛЯТЬ В ТЕКСТЕ СВЕДЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ПОТЕНЦИАЛЬНО МОГУТ БЫТЬ ОТВЕТАМИ НА ВОПРОСЫ!!!

Это навык на миллион, как говорят выскочки-тренеры. Я могу сказать иначе: это очень неплохой навык!

Я и сейчас, когда уже сдал экзамен на нужные баллы, все равно по старой памяти продолжаю читать новости и книги на английском. Не могу не отметить, что теперь я читаю совсем не так, как до того, как сделал свой курс. Думаю, если бы сейчас тряхнуть стариной и попробовать сдать IELTS заново, то за Reading можно было бы претендовать на девятку.

Не менее удачно этот способ действует и при подготовке к IELTS Listening. Берете какой-нибудь подкаст или выпуск новостей, прослушиваете его несколько раз, отмечая, какие бы вопросы можно было бы задать потенциальному кандидату. Потом садитесь, слушаете с остановками и выписываете эти вопросы.

Правда, Listeinig это конечно не Reading. Во время аудирования на экзамене нельзя замедлить темп воспроизведения, прослушать какой-то фрагмент еще раз. Но постоянное прослушивание и выделения главных сведений, которые могут быть ответами на потенциальные вопросы, непременно окажется полезным при самостоятельной подготовке к IELTS.

Вот, собственно, и все. Должен заметить, что это, конечно, не быстрый способ. Я лично пользовался им, выполняя такие упражнения, 60 дней подряд готовя свой курс. И знаете что? Он мне помог! Я почувствовал, что стал читать и слушать еще лучше. Так что этот способ медленный, но он действует! 

И еще одна мысль напоследок. Она не только про английский, а вообще про жизнь. Я тут подумал немного и пришел к выводу, что быстрый хороший результат (имеется в виду именно результат, а не видимость такового) - противоестественен. Он против природы вещей. Вот лишь несколько примеров:

  • поскользнуться на улице и сломать руку можно в долю секунды, а срастаться она будет несколько недель,
  • дерево, которое росло много лет можно срубить за пару минут,
  • Разрушить хорошие доверительные отношения в семье можно молниеносно, на их восстановление могут уйти годы,
  • Потерять деньги можно за один день, а заработать их снова - ...

Если посмотреть на подготовку к IELTS и вообще изучение английского в этом ключе, то быстрые результаты - это что-то подозрительное. Хорошее быстро не получается!

Так что - засучите рукава и за дело. Берите каждый день по статье из новостей и подкаст на 4-5 минут. Придумывайте по 5-10 вопросов к каждому. Если не бросите, то через пару месяцев сами скажете мне "спасибо". Кстати, можете для начала потренироваться на русском тексте - например, на этой статье. Слабо придумать 10 вопросов? :)